«Что может противопоставить Церковь? Божью истину, Божью правду и святость»…

Можем ли мы увидеть в своей жизни духовную реальность и близость Святой Руси? Сплотиться и спасти от великих потрясений нашу многострадальную Родину? Будущий 2017 год – год столетия февральской и октябрьской революций в России. Время осмыслить уроки прошлого, чтобы не повторить роковых ошибок.

Что для нас благо, а что недопустимо?

Русский историк Василий Ключевский утверждал: история ничему не учит, а только жестоко наказывает за незнание своих уроков. «1917-2017: уроки столетия для Южного Урала» - так звучала тема III областных Рождественских образовательных чтений, организованных Челябинской митрополией и правительством региона. На масштабном форуме 9-10 декабря были и представители Свято-Георгиевского храма, священники и прихожане. Наш педагог Наталья Баданова из 61-й школы отмечена среди победителей Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» митрополитом Никодимом. Но об этом – чуть позже…

Рождественские образовательные чтения

- ХХ век – это век переломов и изменений, которые сильно сказались на истории нашего Отечества, – сказал митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим перед началом чтений, общаясь с журналистами. – Этот век являет великие достижения и великие трагедии, великие подвиги и великие предательства. Для нас очень важно разобраться в истории и сделать выводы: что для нас благо, а что для государства нашего недопустимо. Великая Российская империя разрушилась. Почему? СССР разрушился. Почему? Что нам сделать, чтобы наша страна была действительно великим государством с великой историей? Вот те цели, которые стоят перед нами…

Программа пленарного заседания (как и последующих секций) была очень интересной и содержательной. Участников поздравил владыка Никодим, федеральный инспектор по Челябинской области Ирина Бугаева, вице-губернатор Евгений Редин, ректор ЮУрГУ Александр Шестаков, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, епископ Троицкий и Южноуральский Григорий. Все единодушно признали, что тема очень актуальна, осмысление прошлого нам необходимо для возрождения России. Нужно залечить раны и двигаться вперёд.

Большинство из нас сформированы как личности в ХХ веке, он живёт в нас. А что принёс миру и России этот век? Жесточайшие диктаторские режимы, невиданные по масштабу мировые войны, оружие массового поражения, гибель миллионов людей. Для Русской Церкви большая часть столетия – время страшных испытаний, сопоставимых с гонениями на христиан в древнем Риме. Но трагическая эпоха породила и плеяду героев, которыми мы гордимся…

- Сотни тысяч священников и мирян явили пример мужества и стойкости в вере, – напоминает владыка Никодим. – Большинство уничтожено в жерновах репрессий, но их внешнее поражение обернулось победой, подвиг новомучеников и исповедников российских не забыт, он послужил основой для нынешнего возрождения Церкви. В России открываются новые храмы и монастыри, люди возвращаются к вере отцов и дедов… Все активнее православное сообщество заявляет о себе в разных сферах жизни, в воспитании молодёжи. Но инерция советского периода ещё сильна, и Рождественские чтения направлены на её преодоление. Общение, диалог представителей светских и церковных структур может быть полезным и взаимообогащающим, послужить единению в деле духовного возрождения, укреплении нравственных и патриотических основ в нашем обществе…

Столько святых нет нигде…

Епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, размышляя об итогах ХХ века, поделился болью и тревогой. То ли мало нас, то ли дух наш слаб? На севере области можно встретить щемящую сердце картину: разрушенные храмы, заросшие бурьяном поля. А если Бог нам дал столько богатства, и мы этим не пользуемся, не лишимся ли мы этого, рано или поздно? Да и на юге много сел, где умирает жизнь, туда нелегко направить священнослужителей.

Булзи

- На ум часто приходят слова псалмопевца Давида: оскудел преподобный. Действительно, это так: мы боимся браться за то дело, где всегда будет помощник Бог. Наверное, это безбожное атеистическое столетие отложило отпечаток в сердце каждого человека – учителя, врача, священника, и тут есть над чем подумать…

Епископ Троицкий и Южноуральский Григорий напомнил, что революции 1917 года - поворотный момент в истории Отечества и всей Европы. Безбожные власти делали всё, чтобы уничтожить православную веру, но Церковь выстояла. Это яркое доказательство действия Божия: через страдания и войны народ обратился от богоотступничества к Христу. Революция - не свободный выбор русского народа, а результат действия внешних сил, попущенного Богом за грехи и для духовного очищения. Каждый выбирал, с кем быть: с Церковью и Богом или богоборцами. Но столько святых угодников нет нигде! В собор новомучеников и исповедников российских внесены имена 1774 святых. А общее количество пострадавших за веру может достигать до полумиллиона! Их подвиг, страдания и стойкость – один из главных уроков прошлого столетия.

Собор новомучеников и исповедников российских

- Мы все понимаем, как важно сотрудничество государства и церкви, – сказал епископ Григорий, – в деле сохранения культуры и традиций, воспитании детей и молодёжи, сохранении духовности, мира и согласия в обществе, сопротивлении всякого рода злу, экстремизму и терроризму. Эти антиобщественные явления лежат в основе всех нестроений, революций и мировых войн. Нужно сделать всё, чтобы уберечь от этого наше общество. Глубинным источником трагедии в прошлом веке была подмена ценностных ориентиров, навязывание атеистической идеологии. Убежден: утверждение в обществе истинных духовных ценностей, данных нам Господом в евангельских заповедях, является залогом духовного здоровья, межконфессионального мира и социального благополучия общества.

Родина у нас одна…

Доктор исторических наук, профессор ЮУрГУ Игорь Сибиряков заставил серьёзно задуматься. Почему в начале ХХ века верховная власть в России не успела адекватно отреагировать на революционные угрозы? Почему нельзя надеяться на спецслужбы и губернаторов? Почему церковь не стала посредником между обществом и верховной властью в период обострения кризиса? Почему последний Синод спокойно признал свержение монарха? Вопросов много. Докладчик убеждён, что власти, обществу, первому лицу в государстве надо старательно отслеживать опасные процессы и тенденции. Уметь слышать друг друга, быть внимательней к информации от самых разных групп общества, а не только депутатов и чиновников – людей важных, но очень зависимых.

Встреча президента России Владимира Путина с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

- Революция в России – это торжество чудовищной несправедливости, – рассуждает историк. – Чтобы предотвратить беду, когда в стране обостряются все мыслимые и немыслимые противоречия и обиды, необходимы усилия верховной власти, политической и интеллектуальной элиты, представителей всех традиционных религиозных конфессий, и в первую очередь, в силу особого статуса, Русской Православной Церкви. Без диалога между главными участниками политического процесса новая российская революция – только вопрос времени. Родина у нас одна, здесь живут очень разные люди, они любят страну по-разному, но надо вести диалог и со сторонниками, и с оппонентами, и даже с противниками.

Великая Россия обрекла себя на великие страдания

Секретарь Челябинской епархии и настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Игорь Шестаков выступил защитником церкви и, как всегда, встряхнул публику эмоциональным напором и ораторским талантом. Что же случилось с православной Россией, церковью, духовенством и мирянами в 1917 году? А ведь преследовать церковь начали не большевики – зачинщики февральской революции! Отношение духовенства и мирян к свержению монархии было далеко неоднозначным. Это времена настоящей церковной «смуты», породившие позже страшный раскол и натиск обновленцев. Клирики и миряне жаловались властям на епископов, в стране шли антицерковные съезды. Некоторые считали, что пришла настоящая народная власть, но народной республики не случилось…Как сказал философ Иван Ильин, разросся чудовищный «анчар» большевизма, который сеял по миру свои ядовитые семена. Церковь заплатит в итоге кровью десятков тысяч новомучеников и исповедников.

Патриарх Тихон Белавин

И всё же…это было время «трагичное и прекрасное». Наиболее важным, эпохальным событием стал созыв поместного собора, он работал с 15 августа 1917 года до 1 сентября 1918 года. А ведь поместные соборы не собирались со времен Петра! Церкви нужно была выработать новую стратегию, восстановить патриаршество. По воле Божьей был избран святейший патриарх Тихон Белавин, который принял на себя не столько патриарший куколь, сколько венец мученичества, о чём он сам писал в посланиях пастве. Заслуга собора и патриарха – стремление к консолидации, собирание сил Церкви на противостояние с новой властью. Патриарх рассматривался как оплот Церкви, как реальная сила, которая объединит усилия на борьбу.

- События 17 года были водоразделом и для духовенства тоже, как и для многих семей, – поясняет отец Игорь. – В Сибири в годы правления А.В. Колчака организовывалось крестоносное движение, были полки Христа Спасителя, Богородицы, старообрядческие полки, мусульманские дружины. Вступив на поле сражения гражданской войны, русский народ навсегда изменил свое лицо. И тот подвиг – невероятный, колоссальный труд святейшего патриарха Тихона – был нравственным, мученическим подвигом. Легко рассуждать сегодня, кто прав, кто виноват. Но мы должны задуматься: откуда берутся революционеры и богоборцы, о феномене русской религиозности, когда от любви до ненависти один шаг, о способности к пробуждению, когда все разрушено, и извлечь урок. Так спокойно приняв свержение самодержавия, великая Россия обрекла себя на великие страдания. Измена царскому делу и царскому пути стала для миллионов людей последним рубежом, даже для тех, кто не симпатизировал монархии.

Сколько терпеть надругательство?

Доктор исторических наук, профессор ЧелГУ Андрей Конюченко коснулся революционных лет в нашем регионе, а затем предложил восстановить историческую справедливость. Ученый убежден: возвращение исторических названий улицам центра Челябинска придаст ему особый шарм. И почему нет названий в честь участников Белого движения, таких, как А.В. Колчак и М.В. Ханжин? Александр Васильевич Колчак до начала гражданской войны был известен как флотоводец и исследователь Северного Ледовитого океана. Во время гражданской войны неоднократно бывал в Челябинске, где одно время размещался штаб Западной армии белых. Генерал Михаил Васильевич Ханжин командовал Западной армией. После отступления белых эмигрировал в Китай, где был арестован в 1945 году советской контрразведкой. В 1992 году реабилитирован. Ханжин во время гражданской войны проживал со своей семьёй в доме, который сохранился до сегодняшнего дня по адресу: Цвиллинга, № 16…

В то же время в Ленинском районе есть улица Тухачевского, а он командовал подавлением крестьянского восстания в Тамбовской губернии, использовал артиллерию, авиацию, химическое оружие, забирал и расстреливал заложников из числа родственников повстанцев. Масштабы красного террора в стране значительно превысили масштабы белого, но имена советских государственных и партийных деятелей повсеместно «увековечены» в названиях улиц городов России.

- В переименовании также нуждается одна из площадей, и опять же в центре города, – продолжает Андрей Иванович. – Это площадь Ярославского, на которой находится Театр оперы и балета. До революции площадь называлась Соборной, здесь возвышался Христо-Рождественский собор, построенный в середине XVIII века. Ярославский (Миней Израилевич Губельман) являлся главным идеологом антирелигиозной борьбы, председателем «Союза воинствующих безбожников». Стоит ли терпеть подобное надругательство? Требуется поменять почтовый адрес лишь театру оперы и балета. Название Соборной площади возвращать бессмысленно, собора не появится. Но можно назвать её Никольской – в память о Никольской церкви, первого храма Челябинской крепости и установить памятный знак или построить часовню…

Челябинск. Собор Рождества Христова.

Должны появиться в Челябинске и такие названия улиц, как Казачья, Станичная, Войсковая, а в честь исторических деятелей – Петровская (Пётр I ратовал за модернизацию Урала), Анненская (Челябинская крепость была заложена в годы царствования Анны Иоанновны), Александровская (наш город проезжал Александр I, побывавший и в других местах области)… И почему у нас нет ни одной улицы с «церковным» названием? Такие названия возвышенны и звучат красиво: Спасская, Преображенская, Успенская, Софийская, Троицкая, Благовещенская и другие…

Подвиг новомучеников – дар Божий и явление Святой Руси

В перспективе вечности рассматривал уроки ХХ века Андрей Разин, старший преподаватель Екатеринбургской Православной Духовной Академии. Результатом грандиозных и трагичных событий ХХ века стал все ускоряющийся глобализованный мир. Где наше место в этом мире? Кто такие мы – Россия, народ, государство, что может стать основой единства? Можно ли преодолеть идеологическую ограниченность? Увидеть идеал Святой Руси как реальность русской истории? Эти вопросы чрезвычайно важны…

- Революционный взрыв ХХ века дал миру идеал иной – человекобожия, где нет места вере, Церкви и Богу, – объясняет Андрей Викторович. – Борьба против церкви была не политической, а идеологической, и не на жизнь, а на смерть. Речь шла о самом важном: кто вершит историю, для чего я живу, кто я есть – бог или человек? Что могла противопоставить Церковь? Единственное, что она имела: Божью истину, Божью правду и святость. Свидетельство этой правды – в новомучениках ХХ века. В них нам открыта верность Церкви, преданность религиозному идеалу, самому высшему началу в человеке, которая преодолевает все, даже смерть.

Каждый мученик – свидетель истины Христовой, того, что Бог есть, что Он любит и спасает человека, что у нас в жизни есть высшая и сама добрая цель – полюбить Бога и ближнего, что у нас есть Церковь земная, соединенная с Церковью Небесной. А если у Бога все живы, то мы соединены со всеми, кто жил до нас, и всеми, кто живет сейчас. С пониманием выбора, который совершили новомученики: жизнь или смерть, правда Божия или неправда человеческая, перед нами открывается все осмысленное пространство человеческой истории, русской истории. Пространство той самой Святой Руси – как действительно историческая и духовная реальность нашей жизни. Подвиг новомучеников предстает нам в этом смысле как дар Божий… И один из самых ярких образов в этом сонме – это святые Царственные мученики, в них все черты русской святости… Вся земля русская полита кровью новомучеников. Это живой и действенный пример христианского подвига, неслучайно Патриарх сказал: «Новомученики – это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация».

На Южном Урале церковь гнали более жестоко

Страшные цифры назвал председатель совета Уральского Церковно-исторического общества Андрей Печерин. Только в 37-38 годах в Челябинской области расстреляны 111 священников из 112 осуждённых, а в Екатеринбургской епархии – 99 из 170. То есть, у нас репрессии против духовенства и мирян были более ожесточёнными. В итоге в начале Великой Отечественной войны у нас действовала всего одна церковь, а в Екатеринбургской епархии – около 20. В заключение участники чтений посмотрели фильм «Из истории церкви на Урале», созданный с телеканалом «Союз». В нём рассказано о трагической судьбе священников Петра Беляева, Александра Миропольского и Петра Смородинцева, замученных большевиками в 1918 году, при подавлении восстания рабочих на Каслинском заводе. С ними убили ещё 30 мирян… Фильм оставил глубочайшее впечатление, а главный вывод: трагические страницы Церкви на Южном Урале ещё мало изучены и ждут своих исследователей…

III областные Рождественские образовательные чтения

Клирик Свято-Георгиевского храма отец Андрей Ковшевный, настоятель строящегося храма в честь святителя Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского, отметил после форума:

- Как человек, периодически присутствующий на таких мероприятиях, областных Рождественских образовательных чтениях, я могу только порадоваться такому высокому уровню. В этом году прозвучали очень сильные исторические доклады, просто заслушаться можно - насколько они глубокие, содержательные, действительно поучительные и реально охватывающие самые тяжелые события истории Русской Православной Церкви, нашего Отечества. Слушаешь – и оторваться невозможно, слушал бы и еще. Конечно, такой информации, на мой взгляд, нужно как можно больше выносить для нашего общества, для нас – как священнослужителей, чтобы мы могли более подробно узнавать про наиболее важные факты и исторические события. Очень полезная информация, и особенно приятно, что были такие интересные, очень высокоинтеллектуальные докладчики. Поэтому на душе – только одна радость, и благодарю Господа, что владыка Никодим нас всех призвал сюда, и мы с удовольствием пришли и поучаствовали в этом форуме, очень полезно было…

А вот что сказал председатель русского культурного центра Петр Григорьевич Акимов:

- В школьном клубе «Православная семья» мы подробно изучали подвиг новомучеников и исповедников российских, и сегодня о трех из них мы посмотрели фильм, я прикоснулся к истории. Очень нужная вещь – для того, чтобы сделать новомучеников и исповедников российских примером для подражания подрастающего поколения, чтобы с них брали пример, а не с других деятелей, которых очень много и которым, может, и не следует подражать. Найти исторические материалы и достойно, доступно их представить детям, молодёжи, да и всей общественности – наша общая задача. То, что это вынесено в повестку Рождественских чтений, говорит о том, что мы начинаем осознавать глубинные корни нашего духа, нашей жизни, и есть надежда, что, может быть, все эти благие материалы появятся в методических пособиях для педагогов всех уровней в нашей области. С такой надеждой я и покидаю эти благословенные Рождественские чтения, хотелось бы пожелать всем удачи и возрастания в познании Евангелия и Христа.

Материал подготовила Римма Галимханова



 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события «Что может противопоставить Церковь? Божью истину, Божью правду и святость»…