4-я Неделя Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, и преподобной Марии Египетской

14 апреля, в 4-ю Неделю Великого поста, святая православная Церковь почитает память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, и память преподобной Марии Египетской. В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

Преподобный Иоанн Лествичник

За богослужением мы слышим два евангельских чтения, один отрывок посвящен воскресному дню и повествует о чуде исцеления Спасителем бесноватого отрока, другой – преподобным подвижникам Божьим, в нем упомянуты заповеди блаженства, данные Господом в Нагорной проповеди.

Все, кто готовились к причастию постом и молитвой, исповедались (кроме младенцев до семи лет) и причастились Святых Христовых Тайн. После литургии настоятель храма, отец Владимир, произнес очень важную проповедь, сделав особый акцент на сегодняшнее евангельское чтение и смысл Великого поста.

- Большая часть Великого поста осталась позади, – сказал отец Владимир, – и неслучайно сегодня Церковь чествует память преподобного Иоанна Лествичника – замечательного проповедника Православной Церкви, который, преображая себя, приобрел бесценный духовный опыт и поделился им со всеми христианами. В своей замечательной книге «Лествица» он указывает на все страсти, преодолевая которые, христианин поднимается в духовной жизни, как по лестнице, и обретает духовное совершенство…

Преподобный Иоанн Лествичник родился в VI веке, с 16 до 80 лет был монахом в храме святой великомученицы Екатерины на Синае. Известно, что он 40 лет провёл в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах в пустыне Фола. Опыт духовной жизни он передал в своей знаменитой книге «Лествица», ставшей настольным пособием и для монахов, и для мирян. Пример жизни великого подвижника Божия и его духовный труд очень важны для православных христиан, поэтому мы всегда вспоминаем святого Иоанна Лествичника во дни Великого поста. В своей книге преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".

Название своей книги преподобный Иоанн объяснил так: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель книги – научить, что достижение спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает очищение души нашей от греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке, восстановление в человеке образа Божия

Что еще важно вспомнить христианину в дни Великого поста? Очень важный урок дается нам в сегодняшнем евангельском чтении – от Марка. Когда Господь после Преображения на горе Фавор спустился вниз, он увидел человека, который начал его умолять исцелить бесноватого сына. Тот страдал недугом с самого детства, и неоднократно дьявол бросал его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Несчастный отец просил об исцелении учеников Христа, но те не смогли исцелить отрока. И тогда Господь сказал: «Все возможно верующему», и отец со слезами, из глубины души, воскликнул: «Верую, Господи, помоги моему неверию!». И случилось чудо: Господь исцелил отрока. А когда ученики спросили, почему они не смогли изгнать беса, Спаситель ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Лествица. Фрагмент иконы

Каждый из нас ожидает чуда – подобного тому, о котором читалось сегодня в Евангелии, и чтобы пролилась на нас Божья благодать. А Господь напоминает нам об огромной важности поста и молитвы. Истинная молитва невозможна в теле, преданном чувственным удовольствиям. Да и пост без молитвы пользы не принесет, особенно если питает фарисейское чувство гордыни и превозношение.

Для чего человек постится и молится? Чтобы помочь себе и ближним. О цели христианской жизни любил повторять преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Ему самому удалось стяжать этот дух «мирен», и сколько тысяч или десятков тысяч душ спаслось вокруг него, ведает только Бог.

А апостол Павел в послании Галатам сказал о том, какие плоды приносит подлинно христианская жизнь, стяжание Духа Святого: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»…

Каждому христианину необходимо укреплять свою веру, ежедневно читая Священное Писание, ибо оно раскрывает нам сущность веры, через него Господь разговаривает с нами. Но нужно не только читать, но и размышлять, и руководствоваться им в жизни, и стараться жить по-христиански, и тогда Господь сам всё устроит, и вера наша станет крепче.

- Великий пост может стать лествицей и для нас, хоть и не на высоту Синая, но личного духовного подвига, – подчеркнул отец Владимир. – А что нужно сделать, мы слышали в прошлое воскресенье, на Крестопоклонной неделе: нужно отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом. И пусть у нас пока мало что получается, и мы недалеко ушли по лестнице духовного восхождения, но нужно все равно подниматься и взывать из глубины души к Спасителю: «Верую, Господи, помоги моему неверию!», как мы слышали в сегодняшнем Евангелии.

Перед отпустом отец Владимир поздравил всех прихожан с праздником, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн и напомнил о расписании богослужений на предстоящую неделю. В этот раз в течение седмицы трижды состоится литургия Преждеосвященных Даров – в среду, четверг и пятницу. В среду вечером будет полностью читаться Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это продолжительная служба, которая в народе называется Марииным стоянием, так как в течение ее будет читаться житие преподобной Марии Египетской.

Остается добавить, что сегодня почитается также память преподобной Марии Египетской, которая из глубины греховной жизни поднялась к вершинам святости. Она жила в середине V и в начале VI столетия. С юности Мария погрузилась в бездну греха, н Господь и Пресвятая Богородица обратили грешницу на путь покаяния: и из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там 47 лет провела в полном уединении, в посте и молитве. Суровыми подвигами Мария Египетская искоренила в себе все греховные пожелания и сделала сердце свое чистым храмом Духа Святого. Из великой грешницы преподобная Мария Египетская с Божией помощью стала величайшей святой и оставила нам яркий пример покаяния, напоминая о бесконечном Божьем милосердии ко всем кающимся грешникам.

Лествица

Преподобный Иоанн Лествичник. Отрывки из книги «Лествица».

О послушании

«Удивляться трудам святых дело похвальное; ревновать им спасительно; а хоть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает, себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать с Ангелами. Блажен монах, который каждочасно почитает себя достойным всякого бесчестия и уничижения. Блажен, кто волю свою умертвил совершенно и все попечение о себе передал своему учителю о Господе: он будет стоять одесную Иисуса Распятого»...

«Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспянии и дарованиях».

«Кто в повиновении отцу своему приобрёл совершенно чистую совесть, тот уже не боится смерти, но ожидает ее ежедневно как сна или, лучше сказать, как жизни, достоверно зная, что во время исхода души не от него, но от наставника потребуется ответ».

«Однажды просил я одного из искуснейших старцев вразумить меня, каким образом послушание имеет смирение? Он отвечал: благоразумный послушник, если и мертвых будет, воскрешать, и дарование слез получит, и избавления от браней достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного и пребывает чужд и далек от суетного возношения; да и может ли он превозноситься тем, что, как сам сознает, сделал помощью другого, а не собственным, старанием?»

О первом обольщении

«Диавол не попускает нам разуметь, что часто промыслительное отнятие мнимых наших духовных благ бывает для нас причиною глубочайшего смиренномудрия».

О втором обольщении

«Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе, ибо от новоначальных, послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу».

О покаянии

«Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения…

Должно внимать себе, не перестала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись. Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек, всегда почитает, себя должником перед Богом».

О безгневии

«Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; середина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец, – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров…

Кто носит (венец безгневия) от естества, тот, может быть, не носить никакого иного: а кто приобрел, его трудами, тот, без сомнения, победил восемь страстей».

О целомудрии

«Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее; ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества: ибо, без, всякого прекословия, меньшее упраздняется большим»…

«Не тот чист, кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе».

«С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних».

«Нет ничего чудного, если невещественный борется с невещественным; но то поистине великое чудо, что дух, облеченный в вещество, враждебное ему и борющееся с ним побеждает врагов невещественных».

О сребролюбии

«Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное».

О хульных помыслах

«Один тщательный монах, претерпивая нападения от сего беса, двадцать лет изнурял тело свое постом, и бдением; но как никакой не получал от сего пользы, то, описав на бумаге, свое искушение, пошел к некоему святому мужу и, вручив ему оную, повергся лицом на землю, не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав писание, улыбнулся и, подняв брата, говорит ему: „Положи, чадо, руку твою на мою выю”. Когда же брат оный седлал это, великий муж сказал ему: „На вые моей, брат. да будет, грех сей, сколько лет он ни продолжался и ни будет продолжаться в тебе; только ты вменяй его за ничто“. После инок сей уверял, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла. Сие поведал мне сам, бывший в искушении, принося благодарение Богу».

О смиренномудрии

«Смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно».

«Кто смирил себя внутренне, тот не бывает оправдываем, через уста; ибо чего нет в хранилище, того и дверь сия не износит».

«Святое смиренномудрие говорит: кто имеет, любовь ко мне, но еще не совокупился со мною совершенно, тот никого не будет осуждать, не пожелает начальствовать; не будет высказывать свою премудрость. Но совокуплении же со мною для него уже закон, не лежит (1Тим.1:9)».

«Смиренномудрие есть дверь царствия небесного, и она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью говорит и Сам Спаситель сими словами: и внидет и изыдет (Иоан.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы»...

«Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязывать; и если в истинном чувстве души будем, думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас».

«Не нам, Господи, не нам, сказал некто, в чувстве души, но имени Твоему даждь славу (Пс.118:9); ибо он знал, что естество человеческое не может принимать похвалу безвредно. У Тебе похвала моя в Церкви велицей (Пс.21:26) в будущем веке: а прежде того не могу принимать ее безопасно».

О тщеславии

«Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".

Материал подготовила Римма Кныш



 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события 4-я Неделя Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, и преподобной Марии Египетской