Мариино стояние. «Душе моя, восстани, что спиши?»

Страница 1 - Мариино стояние. «Душе моя, восстани, что спиши?»
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru.

«Мариино стояние» – так называется в народе особенно продолжительное вечернее богослужение, которое бывает только раз в году, во время Великого поста. На нем полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (он читается в первые четыре дня Великого поста по частям), и житие преподобной Марии Египетской. Служба эта совершается во всех православных храмах, и благочестивые верующие стараются непременно её посетить, если есть такая возможность, или же усиленно помолиться дома.

Преподобная Мария Египетская

Вечером 17 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, в Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена утреня с чтением Великого покаянного канона и жития преподобной Марии Египетской. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

«Мариино стояние» – это служба, которая укрепляет православных христиан в вере, в подвигах поста и молитвы, она придает сил, утешает страждущих и напоминает нам о бесконечном Божьем милосердии к кающимся грешникам.

Преподобная Мария Египетская провела в пустыне 47 лет, пребывая в посте и молитве, и достигла святости. Единственным человеком, который видел Марию после ее ухода в пустыню, был иеромонах Зосима, которому она и поведала свою историю.

В 12 лет Мария оставила родительский дом и ушла в Александрию, где стала блудницей. Семнадцать лет жила она беспутной и легкомысленной жизнью, но однажды с ней произошел чудесный случай, после которого она полностью изменила свою жизнь. Это случилось в Иерусалиме, куда Мария приплыла на корабле, прибившись к паломникам. Они спешили на праздник Воздвижения Креста Господня, а грешница просто увязалась за ними в поисках греховных развлечений.

Даже по дороге в святой город Мария продолжала грешить. Но по Божьему промыслу настало ей время очнуться от тлетворного духовного сна, время покаяться, полностью измениться, полностью переменить свою жизнь. В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм, но какая-то сила препятствовала ей. Все входили, а блуднице никак не удавалось. И тогда она осознала всю степень своего падения, раскаялась в своих грехах, начала со слезами молиться о прощении перед иконой Божией Матери, что находилась в притворе храма. После молитвы Мария смогла войти в храм и поклониться Кресту Господню. Когда она вышла из храма, то услышала голос Пресвятой Богородицы: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Кто-то дал ей монетку или две, на которые она приобрела хлеб и отправилась в пустыню за Иордан, где претерпела множество бед и скорбей, и искушений, но постоянно молила Бога, и Господь даровал ей силы претерпеть всё и спасти свою душу, и из бездны грехов подняться к вершинам святости.

Предание о Марии Египетской первым рассказал преподобный Зосима, а затем оно передавалось из уст в уста, пока в VII веке его не записал Софроний Иерусалимский.

Служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской была составлена в VII веке. По мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год) эта служба дает надежду всем тем, кто находится в отчаянном и тяжелом положении, всем тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Великий пост

Преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне напоминает христианам, что у нас есть единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом — покаяние. В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица.

Канон Андрея Критского – один из величайших богослужебных текстов, это покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека. Великий покаянный канон – это чудо церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

Часто во время прочтения канона молящиеся становятся на колени, так еще более сильно выражается покаянное настроение, моление о прощении грехов. Особо пронзительно звучат призывные строки к сердцу человеческому, спящему страшным духовным сном, ведущим к гибели: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». В переводе эти слова звучат так: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий».

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Если нет возможности прийти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Читать канон в другое время, не только в период Великого поста, также допускается. Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в дни Святой Четыредесятницы, но и всегда, в любое время года.

Интересно, что до XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канона на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, а иногда он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе. Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

Материал подготовила Римма Кныш





 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события Мариино стояние. «Душе моя, восстани, что спиши?»