Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. «Ты воин и непрестанно стоишь в строю»…

Страница 1 - Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. «Ты воин и непрестанно стоишь в строю»…
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru.

9 февраля православные христиане чествуют память святителя Иоанна Златоуста – одного из трех великих Вселенских учителей Церкви. В Свято-Георгиевском храме Челябинска в этот день совершена праздничная Божественная литургия. Всего у великого святого четыре дня памяти в церковном году: 27 января ( 9 февраля – по новому стилю), 30 января (12 февраля), 14 сентября (27 сентября) и 13 января (26 ноября).

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, по происхождению сириец. Он родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда, который умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, больше не выходила замуж, отдав все силы воспитанию сына в христианском благочестии.

Юноша учился у лучших философов и риторов, получил блестящее образование. Но более светских наук душа будущего святителя жаждала Богопознания. Он обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию, был наставлен в вере святителем Мелетием, епископом Антиохийскиим. Он же крестил святого Иоанна, а через три года поставил во чтеца.

Затем юноша учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, а после кончины матери принял иночество, которое называл "истинной философией". Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, под руководством опытного духовного наставника. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.

Однако пост и подвиги сильно пошатнули здоровье подвижника, и святой Иоанн возвратился в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона, а в 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие, и святой Иоанн оказался блестящим проповедником, за редкий дар Боговдохновенного слова получив от паствы наименование "Златоуст". Двенадцать лет святой при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

Кроме того, святой Иоанн написал множество духовных трудов, составляющих драгоценное наследие Церкви, в том числе толкования на целые книги Священного Писания, множество бесед, поучения на праздники, в похвалу святых и апологетические слова (против аномеев, иудействующих и язычников).

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. И сегодня практически каждый день в православных храмах совершается Божественная литургия по чину, составленному святителем Иоанном Златоустом, и мы с благоговением и благодарностью поминаем его святое имя.

Как пресвитер, святитель Иоанн Златоуст ревностно исполнял заповедь попечения о бедных. При нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

Слава святого проповедника росла, и в 397 году его поставили архиепископом на Константинопольскую кафедру. Но в столице святой архипастырь начал с главного – с духовного совершенствования священства, показав всем лучший пример. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Святой Иоанн довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.

Он бесстрашно и ревностно обличал пороки и роскошь, призывал к милосердию, заботился о нравственном состоянии паствы и утверждал христианскую веру – и не только среди жителей Константинополя, но и во Фракии, Малой Азии, Понтийской области, в Крыму, Финикии, Персии и даже в земле скифов, территории будущей Руси. Он направлял ревностных миссионеров в самые разные края для обращения ко Христу.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, сребролюбие некоторых представителей духовенства нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. За это он подвергся интригам и преследованию со стороны императрицы Евдоксии и иерарха Феофила Александрийского. Когда святителя первый раз отправили в ссылку, в Константинополе произошло землетрясение, и дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И святитель вернулся, на радость и торжество любящей его пастве, и вновь зазвучали его вдохновенные проповеди в храме.

Но затем последовал новый донос от врагов-клеветников, и святителя Иоанна вновь отправили в ссылку. Находясь в Армении, он еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги не унимались: из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении грубого и жестокого конвоя совершал свой последний переход целых три месяца: и в дождь, и в зной.

Но до места ссылки старец не дошёл, в Команах силы оставили его. И в этот момент, у склепа святого мученика Василиска святой Иоанн Златоуст был утешен чудом. Ему явился сам мученик Василиск и сказал: "Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе". И вот, в последний раз причастившись Святых Тайн, вселенский святитель отошел к Господу со словами "Слава Богу за всё!", было это 14 сентября 407 года.

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. А спустя 30 лет, в 438 году, Константинопольский Патриарх Прокл, совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя. Он сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков.

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить слова и начал просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II, первому христианскому правителю, и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу.

Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император раскаялся и отправил послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого.

По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание.

Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.

16 цитат из творений Иоанна Златоуста

1. Молящемуся <…> должно иметь кроткую душу, смиренный ум, сокрушенное сердце; а кто вопиет против врагов, тот никогда не может удовлетворить этому, потому что он исполнен гнева и ему несвойственно иметь смиренный ум.

2. Как доброе дело — помнить о своих грехах, так доброе же дело — забывать о своих добрых делах. Почему? Потому что памятование о своих добрых делах ведет нас к высокомерию, а памятование о грехах сокрушает и смиряет душу; то делает нас нерадивыми, а это делает ревностнейшими.

3. Пусть для жены не будет ничего драгоценнее ее мужа, а для мужа ничего вожделеннее его жены. В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире. Как при потрясении основания ниспровергается всё здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь.

4. Для того ты [муж] и занимаешь место головы, чтобы ты умел врачевать тело. От тела нашего, хотя бы оно имело тысячу ран, мы не отсекаем головы. Так и жены не отделяй от себя, потому что жена у нас занимает место тела… И для жен тот же закон у нас: как любишь ты, жена, свою голову и ценишь ее, так цени и мужа.

5. Знаю, сколько благ происходит оттого, когда нет раздора у жены с мужем; знаю, скольких зол бывает причиною то, когда они ссорятся между собою. Тогда ни богатство, ни благочадие, ни многочадие, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие и роскошь, и никакое другое благосостояние не может радовать мужа или жену, если они в раздоре друг с другом.

6. Посмотри, сколько ты имеешь примеров: хананеянку, мытаря, разбойника на кресте <…>. Если бы каждый из них сказал: я грешник, я стыжусь, и потому я не должен приступать, то не имел бы никакого успеха. Но так как каждый из них взирал не на множество грехов своих, но на богатство Божия человеколюбия, то получил дерзновение, осмелился и, будучи грешником, просил не по достоинству своему, и каждый успел в том, чего желал.

7. …от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5: 3‒5). Что значит: «от скорби происходит терпение»? От этого происходит тот величайший плод, что человек, подвергающийся скорбям, делается более крепким.

8. Случилось землетрясение и удалило неравенства в жизни. Где теперь одевающиеся в шелковые одежды? Где золото? Всё это исчезло, рассеялось легче паутины и оказалось мимолетнее цветов весенних.

9. Как в отношении к телу мы должны постоянно доставлять ему пищу, и постоянно доставляем, и этот долг простирается на всю нашу жизнь, так он [апостол Павел] учит поступать и в отношении к любви, или лучше сказать — еще больше, потому что она приводит к жизни вечной и постоянно остается с теми, которые имеют ее.

10. Создав одного человека, Бог повелел от него произойти всем, чтоб мы все считали друг друга как бы одним человеком и старались жить в любви друг к другу.

11. Из любви сошел к нам возлюбленный Сын Божий, стал обращаться и жить вместе с людьми, чтобы, рассеяв многобожное заблуждение и возвестив истинное познание, научить людей любви друг к другу, как свидетельствует Иоанн, когда говорит: …так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16).

12. Бог не предписал нам ничего тяжкого. Отчего же заповеди Его кажутся тяжкими? От нашего нерадения. Как в том случае, если мы будем усердны, и кажущееся тяжким будет легко и удобно, так и в том случае, если мы будем нерадивы, и легкое покажется нам трудным.

13. В том и состоит сущность христианской веры, чтобы ожидать истинной жизни по смерти, надеяться на возвращение после исхода.

14. Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же, куда провожаешь его — в усыпальницу, и когда провожаешь — после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты.

15. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле.

16. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь её, то хотя бы и всё потерял, опять всё приобретёшь с большей славой.

Святитель Иоанн Златоуст: «Бояться не смерти, но греха»

Мы питаем детский страх, когда боимся смерти, а не боимся греха. Малые дети пугаются масок, а не боятся огня, и, если случится поднести их к зажженной свече, они, ничего не опасаясь, протягивают руку к свече и огню; ничтожная маска пугает их, а того, что в самом деле страшно, — огня они не боятся. Так и мы боимся смерти, которая есть ничтожная маска, а не боимся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть. И это, обыкновенно, происходит не от существа самого дела, но от нашего неразумия, так что, если мы рассудим, что такое смерть, то никогда не будем ее бояться.

Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, — сон, который дольше обыкновенного. Поэтому, если боишься смерти, бойся и сна; если сокрушаешься об умерших, то сокрушайся о ядущих и пьющих: как это дело естественное, так и то. Не печалься о том, что бывает по закону природы, печалься более о том, что происходит от злого произволения; не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.

Хочешь, скажу и другую причину, по которой мы боимся смерти? Мы не живем, как должно, не имеем чистой совести. Будь это, — нас ничто не устрашило бы, ни смерть, ни голод, ни потеря имущества, ни другое что-либо такое. Живущему добродетельно ничто подобное не может повредить и лишить его внутреннего удовольствия, потому что кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние.

В самом деле, могут ли люди сделать что-либо такое, что мужа доблестного заставило бы скорбеть? Отнимут у него деньги? Но у него есть богатство на небесах. Выгонят из Отечества? Но через это переселяют его в горний град. Наложат на него оковы? Но он имеет свободную совесть и не чувствует внешних цепей. Умертвят тело? Но оно опять воскреснет. И как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить, так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара.

Так перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их. Для того и печаль, чтобы мы пользовались ею к уничтожению наших грехов, а не для того, чтобы скорбели о потере имущества или о чем-либо другом тому подобном. Что это так, объясню вам примером. Лекарства назначены для тех только болезней, которые могут они уничтожать, а не для тех, которым от них нет никакой пользы. Примерно скажу, чтобы речь моя была еще яснее: лекарство, которое может пользовать только больные глаза, а не другую какую-либо болезнь, справедливо признаешь назначенным только для глазной болезни, а не для желудка, не для рук, и не для другого какого-либо члена. Переведем же речь на печаль и — найдем, что она ни в каких других обстоятельствах не помогает нам, а только исправляет грех: поэтому, очевидно, она и назначена только для уничтожения его.

Разберем же каждое из приключающихся нам бедствий и, приложив к ним печаль, посмотрим, какая от нее польза. Потерял кто имущество? Опечалился он, но не вознаградил потери. Потерпел кто побои, заушение, обиду? Предался он горести, но обиды не отвел от себя. Впал кто в немощь и в самую тяжкую болезнь? Стал он сокрушаться, но болезни не уничтожил, напротив, еще усилил ее.

Видишь, что ни в одном из этих бедствий печаль не помогает нисколько? Но согрешил кто и опечалился: он уничтожил грех, загладил вину свою. Посему, как видно из сказанного, если печаль не может вознаградить ни потери имущества, ни обиды, ни позора, ни побоев, ни болезни, ни смерти, ни чего-либо другого тому подобного, но только способствует к уничтожению греха и изглаживает его, то, очевидно, что для него одного она и назначена.

Итак, станем скорбеть тогда только, когда грешим. В этом случае великая польза от скорби. Лишился ты чего? Не скорби: этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби: это полезно.

Как червь и рождается от дерева, и точит дерево, и как моль съедает шерсть, от которой и зарождается, так скорбь и смерть родились от греха и истребляют грех. Итак, не будем бояться смерти, но станем бояться только греха и о нем скорбеть.

Ты воин и непрестанно стоишь в строю; а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного. И как три отрока, не убоявшись огня, избежали огня, так и мы, если не будем бояться смерти, избегнем смерти. Они не убоялись огня, потому что сгореть — не преступление; но убоялись греха, потому что жить нечестиво — преступление. Будем подражать этим и всем подобным им праведникам, не станем бояться опасностей — и избегнем опасностей.

Тропарь святителя Иоанна Златоуста, глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоуста, глас 1

Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком - послушания образ, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды гонимым - терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовила Римма Кныш





 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. «Ты воин и непрестанно стоишь в строю»…