Антипасха. Память святого апостола Фомы. Блаженны невидевшие и уверовавшие»…

Страница 1 - Антипасха. Память святого апостола Фомы. Блаженны невидевшие и уверовавшие»…
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru.

1 мая Православная Церковь празднует Антипасху и почитает память святого апостола Фомы. В Свято-Георгиевском храме отслужили дважды праздничную Божественную литургию. На утренней служил иерей церкви отец Александр Загаринский, на поздней – настоятель храма, протоиерей Владимир Воскресенский, руководитель социального отдела Челябинской епархии.

Уверение апостола Фомы

Что означает Антипасха? Приставка «анти» переводится как «вместо» или «напротив». Антипасха – это означает «вместо Пасхи». По сути, это восьмой день Пасхи или вторая Пасха, которая погружает нас в радостные и возвышенные переживания пасхальной ночи. На богослужениях многократно звучат торжествующие возгласы «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», тропарь – «Христос воскресе из мертвых», стихиры Пасхи, «Воскресение Христово видевше», эти молитвы дарят силу, радость, надежду и утешение.

Светлая седмица пролетела, как один день. Церковь всё так же сияет в пасхальных огненных облачениях, однако со вчерашнего дня Царские врата в алтарь уже закрываются. Как сказал в Светлую субботу отец Иоанн Мищенко, закрываются Царские врата, но не закроется для нас Божья любовь. Пасха не прошла – Пасха наступила! Она непрерывно празднуется во всей невидимой нами Вселенной, в вечности, в Царстве Небесном, и нам нужно научиться всегда, всем сердцем праздновать Пасху. У православных христиан есть для этого прекрасная возможность: каждый воскресный день мы празднуем Воскресенье Христово.

Что же даёт нам Антипасха, которую мы празднуем сегодня? О чём нас побуждает задуматься этот праздник? Чему учит нас пример святого апостола Фомы?

Имя апостола Фомы не так часто упоминается в Евангелии. Он был одним из 12-ти ближайших учеников Христа. Мы помним, как самоотверженно и решительно он заявил о готовности умереть вместе с Лазарем. Как он был свидетелем чудесного насыщения Господом толпы народа, как он ловил рыбу на Галилейском море, когда Христос явился ученикам в третий раз.

Но ключевой эпизод описывается в сегодняшнем евангельском чтении, в Евангелии от Иоанна (глава 20). Апостол Фома не был с учениками, когда к ним первый раз явился воскресший Господь, пойдя в дом при закрытых дверях. Видимо, Фома глубоко страдал и переживал смерть любимого Учителя в одиночестве.

Встретив учеников, Фома не поверил радостной вести, что Христов жив, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю»…

Прошло восемь дней. И снова ученики Христа собрались вместе, в одном доме, и Фома был с ними. И снова пришел Иисус, когда двери были заперты, и стал посреди них, и сказал: «Мир вам!». А после Господь обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Изумлённый, потрясённый, не помня себя от великой радости и счастья, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», а Иисус сказал удивительные слова: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Эти слова доносятся через два тысячелетия и к нам, они обращены ко всем христианам, всех поколений: это мы – не видевшие Христа и уверовавшие.

Конечно, мы понимаем, что Господь невидимо присутствовал и тогда, когда Фома высказывал свои сомнения. Христос мог бы явиться сразу и дать возможность сомневающемуся удостовериться – через зрение, слух, осязание ран. Однако Господь дал Фоме время, чтобы он ещё более укрепился в вере, в любви, чтобы он возжаждал увидеть Христа и всем сердцем воскликнул эти слова: «Господь мой и Бог мой!». Важно, чтобы и мы всем сердцем, так же решительно и непоколебимо, абсолютно убеждённо могли это сказать.

На Руси бытует выражение «Фома неверующий» - так говорят о всяком сомневающемся человеке. Это совершенно несправедливо. Потому что Фома был человеком глубочайшей веры! Он проявил необычайную ревность в проповеди Евангелия, в исповедании веры Христовой. Согласно Преданию Церкви, апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии. Последней страной его проповеди была Индия, где святой апостол принял мученическую смерть за имя Христово.

Важно обратить внимание и на такой момент. Апостол Фома высказал сомнения ведь не потому, что не доверял ученикам, а потому что, во-первых, не верил в возможность воскресения, а во-вторых, боялся ошибиться и горько разочароваться, хотя его любящее сердце, конечно, жаждало чуда.

Как сказал в своей проповеди отец Александр, история апостола Фомы учит нас не бояться сомневаться, не бояться задавать вопросы и искать ответы. Апостол Фома был человеком глубокой веры, с очень искренним и чистым сердцем. Именно поэтому Господь явился к нему и исполнил желаемое, дал бесценные свидетельства Своего воскресения. Нужно этому научиться и нам, стремиться всей душой к Богу, быть искренними и чистыми сердцем. И нужно просить апостола Фому, чтобы он помог нам утвердиться в вере.

Не часто ли мы проявляем неверие или маловерие? Хотя существует множество свидетельств учёных, историков, современников Христа, известных личностей, которые подтвердили факт Воскресенья Христова.

Об этом не раз рассказывал в своих проповедях отец Владимир Воскресенский, приводя интереснейшие исторические факты. Напомним о них. Свидетельств о Воскресении Христовом очень много! Например, ученый Петушин насчитал их более 210! Кроме Благодатного огня, Туринской плащаницы и Святого Евангелия, есть ещё и другие свидетельства.

Например, о воскресении Господа писал иудейский историк Иосиф Флавий. Как и все иудеи, он относился к Христу отрицательно, но как историк, не мог не отразить основные события своего времени. Он рассказал о личности Христа, основных фактах Его жизни и чудесах, связанных с Его распятием. Он признал, что Господь воскрес!

Удивительно свидетельство члена синедриона, иудея Маферканта, который одним из первых убедился, что Воскресение Христа произошло. Будучи казначеем, он отправился заплатить деньги страже, охранявший гроб Господа, и оказался там перед самым моментом Воскресения. Он слышал, как раздался гром, как огромный камень был отброшен от входа, видел сияние над гробом и поднимающегося от него светящегося человека. Всё это было описано в его сочинении «О правителях Палестины».

Одно из свидетельств принадлежит историку Гермидию, биографу при правителе Иудеи. Сначала он считал Христа обманщиком и хотел лично убедиться в том, что Господь не воскреснет. Он не поленился и отправился в ночь под воскресенье к гробу и оказался свидетелем удивительного, непостижимого человеческим умом, события.

Позже он напишет удивительное свидетельство: «Приблизившись ко гробу, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба. Два человека сидели, остальные лежали на земле. Было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет, но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу, и над землёй там показался человек как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле, от этого удара находившаяся стража в ужасе вскочила и потом пала. В это время справа от нас по тропинке спускалась женщина. Вдруг она закричала: «Открылось, открылось!». И в этот миг нам стало видно, что, действительно, очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, оказалось, что там уже нет тела погребённого человека».

Вот такие интересные факты. Но люди, которые не хотят верить, которым выгодно жить без веры, не видят и не слышат ничего. Вера – это дар Божий, и даётся он тем, кто ищет Бога и готов открыть Ему свое сердце.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Деян.5:12–20; Ин.20:19–31)

«Господь мой и Бог мой!» – воззвал св. апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует.

Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.

Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!» (Рим.8:35).

Толкования на Евангелие об уверении Фомы

Святитель Феофилакт Болгарский. «Толкование Нового Завета»

Фома не был с учениками. Вероятно, он ещё не возвратился к ним из бывшего рассеяния... Когда прочие ученики сказали о Господе, Фома не верил не потому, что считал их лжецами, но потому, что дело воскресения считал невозможным. Почему и обвиняется в неумеренном любопытстве. Ибо, как скоро верить — легкомысленно, так сильно упорствовать — дико и грубо. Смотри, он не сказал: я не верю глазам, но присовокупил: «если не вложу руки моей»... Для чего Господь является ему не тотчас, но спустя восемь дней? Для того чтобы он, внимая наставлению соучеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался твёрже верующим на будущее время.

Святитель Димитрий Ростовский. «Явления Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении»

Не может быть сомнения, что отсутствие святого апостола, было не случайно: Промысл Божий этим даровал «для всех языков» церкви Христовой новое, наиболее неотразимое по силе доказательности, подтверждение истины воскресения... Среди святого общества избранных апостолов святой Фома при стремительности чувства, готового на самопожертвование (Ин 11,16), отличался особенною пытливостью ума (Ин 14,15), мало склонного доверять словам других, пока не увидит подтверждения им на собственном опыте. Развитию этой, вообще свойственной несколько меланхолическому характеру апостола, недоверчивости относительно истины воскресения Христа, кроме её чудесности, немало содействовало и пребывание удручённого ученика вне общества последователей Господа Иисуса: апостол предпочитал ему уединение, чтобы на свободе оплакать смерть Учителя. В этом уединении недоверчивость святого Фомы, не находившая противовеса, и достигла тех размеров, о которых позволяет судить ответ его апостолам, когда они с радостью сказали ему что «видели Господа»: «Если не увижу, — сказал сомневавшийся ученик, — на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20,25). Но это неверие, «неверие доброе»... источником его было не ожесточенное отрицание, а стремление к истине, — под ним скрывалась и горячая любовь к Самому Воскресшему.

Святитель Иоанн Златоуст. «Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова»

Итак, снова является Иисус и не ожидает пока (Фома) станет просить Его... Он [Христос] употребил те же самые слова, сильно укоряя его и вразумляя на будущее время. Сказав: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим», — прибавил: «и не будь неверующим, но верующим» (ст. 27). Видишь ли, что сомнение происходило от неверия? Но так было прежде, чем получили Духа Святого; а после — не так: они уже были совершенны. И не этими только словами Христос укорил, но и дальнейшими. Когда Фома, удостоверившись, успокоился и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», — Христос сказал: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (ст. 28, 29). Вера в том, действительно, и состоит, чтобы принимать невидимое: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). А блаженными Он называет здесь не одних только учеников, но и тех, которые уверуют после них... Итак, если кто в настоящее время скажет: как бы я желал жить в те времена и видеть Христа чудодействующего! — тот пусть подумает, что «блаженны невидевшие и уверовавшие».





 

 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Дорогие братья и сестры!

Планируется выполнить мозаику святого Храма над центральным входом. О стоимости работ в настоящее время ведутся переговоры с изготовителем.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события Антипасха. Память святого апостола Фомы. Блаженны невидевшие и уверовавшие»…