| Страница 1 - Православные христиане вступили в Петров пост. «Пост — колесница, возносящая на небо»… |
| Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
16 июня у православных христиан начался Петров пост. Это один многодневных постов церковного года, который готовит верующих к встрече праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, столпов православной Церкви. Всего у православных в году четыре многодневных поста: Рождественский, Великий, Петров и Успенский, и каждый готовит верующих к великому празднику.

Петров пост всегда начинается через неделю после праздника Троицы или Святой Пятидесятницы, на следующий день после Дня всех святых. В отличие от Великого и Успенского постов он не такой строгий, позволяется вкушение рыбы и рыбной икры, пищи с подсолнечным маслом, немного вина. Конечно, мера поста у каждого своя, в зависимости от жизненных обстоятельств и состояния здоровья, поэтому этот вопрос можно обсудить со своим духовником.
Преподобный Ефрем Сирин, говоря об исключительной важности поста, призывает христиан:
«Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия».
Раньше Петров пост назывался постом Пятидесятницы. Установление его относится к самым первым временам Православной Церкви. А особенно праздник утвердился, когда в городах Константинополе и Риме святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма состоялось в день памяти апостолов – 29 июня (12 июля – по новому стилю). С тех пор этот день стал особенно торжественным – и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление христиан к празднику постом и молитвой.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет св. Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Важно понимать, что пост – это не просто формальность, это действенное оружие для нашего спасения. Об этом очень многое сказано святыми отцами Церкви. Как известно из Евангелия, Господь Сам показал своим ученикам и всем христианам пример поста. После святого Крещения на реке Иордан, прежде чем выйти на проповедь Евангелия, Христос постился в пустыне сорок дней и ночей, был трижды искушаем дьяволом, но одержал блестящую победу над искусителем.
Когда однажды апостолы не смогли исцелить бесноватого отрока, Господь исцелил его, сказав очень важные слова: «Сей род изгоняется постом и молитвой». Так Христос дал понять, что молитва и пост имеет исключительное значение и великую силу, это действенное оружие против воздействия темных сил. И как показывает опыт всей Церкви, жития святых отцов, пост является одним из необходимых инструментов, благодаря которому душа становится тоньше, чувствительней, восприимчивей к воздействию Святого Духа, она способна более принять Божественные энергии или Божью благодать. А сытое брюхо не только к учению глухо, оно «топит» человека в суетных мыслях, чувствах и страстях, заземляет и уводит от спасительного пути.
По сути, главное в посте – не особенности в приеме определённых видов пищи, а воздержание от греха, борьба со страстями, молитва и покаяние. Очень важно и полезно каждодневно читать Священное Писание, по возможности чаще молиться и посещать богослужения – особенно воскресные, причаститься на божественной литургии Святых Христовых Тайн. Перед причастием в воскресный день необходимо также посетить вечернее богослужение в субботу.
И, конечно, нужно обязательно побывать 12 июля на празднике святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые показали нам бесценный пример великого служения Богу, Церкви и всем людям. Оба приняли мученическую кончину за Христа в городе Риме, с промежутком в один год. Оба известны всему православному миру, в честь них создано огромное количество церквей и монастырей, названо множество городов и весей. Будем чаще молиться святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы они укрепили нас в вере и помогли идти по пути спасения.
Материал подготовила Римма Кныш
Преподобный Ефрем Сирин
О посте
«Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия. Пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно, и душа драгоценна. Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых.
Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Пост — благоустройство города, благочиние торжища. Пост — мир в домах. Пост — попечитель и предохранение девства. Пост — путь к покаянию. Пост — виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать, постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата. Господу слава и держава во веки веков! Аминь.
|
<< Предыдущая 2-я Неделя по Святой Пятидесятнице. День всех святых, в земле Российск... |
Следующая >> Первая неделя по Святой Пятидесятнице – День Всех Святых. Память икон... |
| Еще статьи... |











