Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). «Агиасму нужно принимать с христианской верой и неотступной молитвой»

18 января – Навечерие Крещения Господня или Богоявления, которое в народе называют Крещенским сочельником (название «сочельник» происходит от слова «сочиво», это особо приготовленный рис, приправленный мёдом и сухофруктами). Это день строгого поста, установленного Церковью очень давно, примерно в III веке от Рождества Христова.

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

В этот день в Свято-Георгиевском храме Челябинска состоялась очень возвышенная, торжественная и продолжительная служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и Великую Субботу. С утра совершались Часы и Божественная литургия Иоанна Златоуста. Благочестивые прихожане с трепетом причастились Святых Христовых Тайн. После литургии состоялись вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и великое водоосвящение – то есть, освящение воды по великому чину (такое освящение бывает только в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления). Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению, которое будет праздноваться завтра, 19 января. Во время богослужений читались отрывки из Евангелий от Матфея, Луки и Марка. Мы слышали о том, как Иоанн Предтеча пришёл крестить людей на реку Иордан и предвозвестил о скорейшем приходе Мессии. «Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,- Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым»…

Все, кто готовились постом и молитвой, с благоговейным чувством, с радостью причастились Святых Христовых Тайн, затем прозвучали благодарственные молитвы.

Проповедь, посвященную Навечерию Крещения Господня, произнёс отец Сергий (Десятков), настоятель строящегося храма в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Батюшка сделал акцент на прочитанном сегодня за Божественной литургией евангельском отрывке – притче о вдове и неправедном судье, рассказанной Господом.

Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Лука: «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»…

В своей проповеди отец Сергий подчеркнул, что эта притча – очень назидательная. Вдова обратилась за помощью и защитой к человеку, лишённому совести, а он долго не хотел её защищать. Но несмотря ни на что она была неотступна и не теряла надежды, и судья в конце концов сдался и решил помочь беззащитной вдове.

И Господь учит нас этой притчей, как нужно молиться. Важно и нам быть прилежными в молитве, непрестанно и усердно молиться, как упомянутая в притче вдова. При этом нельзя забывать наставление святых отцов: если ты сам себя не слышишь, как Бог тебя услышит? В молитве главное – молитва, а не бездумное, механическое прочитывание молитвослова. Лучше сказать меньше слов, но осознанно и от души, как советовали апостол Павел и многие другие подвижники Церкви.

Мы должны постоянно пребывать в молитве, но молиться надо искренно и от всего сердца. И точно таким же – осознанным и благоговейным – должно быть отношение к великой святыне – Агиасме. У многих отношение к крещенской воде неправильное, магическое, они берут её только ради того, «чтобы были здоровье, деньги, счастье». Многие даже не задумываются, что Агиасма даётся нам Богом во исцеление души и тела, и помогает она тем, кто с христианской верой её принимает.

- Но Господь нам даёт совокупность даров, которые мы должны с благодарностью принимать. Никогда не нужно забывать, что Агиасму нужно принимать с верой и молитвой, и молиться нужно так же неотступно, как упомянутая сегодня в притче вдова, и тогда Агиасма будет нам помогать, будет спасительной для нас, – сказал в заключение отец Сергий…

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

После литургии в Свято-Георгиевском храме совершалось великое освящение воды. Оно называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Поэтому вода эта называется Агиасмой – великой святыней.

Во время великого освящения воды прозвучали удивительные, очень возвышенные молитвы, призывающие Святой Дух освятить воду сию, также звучали отрывки из Евангелия и Апостола, посвященные Крещению. Торжественно и многократно прозвучал радостный тропарь Крещения Господня, который священнослужители и паства пели с особым воодушевлением:

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
троическое явися поклонение,
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленного Тя Сына именуя,
и Дух в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение.
Явлейся Христе Боже,
и мир просвещей, слава Тебе».

После великого водоосвящения настоятель храма, протоиерей Владимир (Воскресенский), окропил крещенской водой церковь и всех верующих. Это большая радость – чувствовать благодатную силу великой святыни. Потом прихожане Свято-Георгиевского храма набрали святой воды в разные емкости и, воодушевлённые, разошлись по домам. Этой святой водой они будут пользоваться весь год, для исцеления души и тела.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак, в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает ей благодатные свойства, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Остаётся добавить, что великое водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Вода, освященная в эти дни (18 и 19 января), ничем не отличается.

Материал подготовила Римма Кныш

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Тропарь, глас 4

Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елисе́евою,/ возне́сшуся Илии́,/ и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду/ и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый,/ во о́браз вои́стинну Креще́ния,/ и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие:// Христо́с яви́ся во Иорда́не, освяти́ти во́ды.

Перевод: Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился во Иордане, освящая воды.

Кондак, глас 4

Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.

Перевод: Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь Иоанну возглашает: «Не бойся крестить Меня, ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»

Ин кондак, глас 2

Всех, Христе́, Благоутро́бне, отъе́мляй прегреше́ний мно́жество/ ми́лости ра́ди безме́рныя,/ Иорда́нскими вода́ми крести́тися гряде́ши, я́ко Челове́к,/ оде́ждею мя одева́я,// сла́вы дре́вния обнаже́нна лю́те.

Перевод: Всех от множества согрешений освобождая, Христе, Благосердный, по безмерной милости, в Иорданских водах Ты идешь принять крещение, как Человек, чтобы облечь в одежду древней славы меня, обнаженного бедственно.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Слово в сочельник пред Крещением Господним

Уже давно святая Церковь призывает верующих чад своих идти «к водам», почерпать «из источников спасения» (Ис. 55:1, 12:3). Чтобы приготовить людей к великому таинству, каким называется освящение воды в праздник Богоявления, святая Церковь уже с начала января оглашает чад своих, «питомцев благочестия», дивными песнями и словами пророческими. Она хочет умилить души их зрелищем, которому с трепетом дивятся и ангельские силы: как Держащий «превыспреннюю на воздусе воду... приемлется струями речными», как Одевающий небо облаками одевается водами Иордана, как обнажается Сам Творец человека, чтобы прикрыть наготу Адама, облечь его в новую светлую одежду духовного возрождения, согреть этою одеждою охладевшую от зимы страстей душу человека падшего. Святая Церковь хочет тронуть души наши указанием на то, как «море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять» от лица Бога, вступившего в воды, как вострепетали горы и холмы, моря, озера, источники, видя Творца всякой твари, уничижившегося до образа раба, как же должны были бы сотрястись сердца людей при виде чудного зрелища: ибо ведь не Ангелов и не бездушную природу пришел спасти Христос, а род человеческий! Святая Церковь, желая, чтобы мы с большим разумением отнеслись к таинству спасительного возрождения от воды и Духа, изъясняет разными образами самое чудо возрождения, вспоминая, как, по слову Исаии, пустыня, земля сухая, необитаемая, заросшая терновником и колючим кустарником, обращается в цветущий сад от благодатного дождя, ее орошающего, это образ того, как неплодное для добра естество человеческое, орошаемое токами благодати Христовой, может сделаться плодоносным, как купель крещения делается «многочадною Божественным Духом». И сколько еще мыслей самых высоких, трогательных, прекрасных содержат в изобилии песни церковные предпразднственные!

Но для большинства это приготовление к таинству Богоявления проходит бесследно: они и не слышат этих песней, не знают о них, не хотят понять. Вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему: «Жаждущие! идите все к водам» (Ис. 55, 1), они блуждают вдали от Христа, угасив духовную жажду заботами житейскими, а еще более развлечениями суетными. Даже если бы они зашли в церковь, мысли их бегут во все стороны и они не могут сосредоточить их на песнях церковных, особенно привлечь к ним блуждающее сердце. И вот теперь, когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает «почерпать воды из источников спасения», они или не идут, или посылают за себя других на краткое время. Да и если придут, для них, не приготовившихся «почерпать воды из источников спасения», в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы обыкновенную воду и затем ставят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый год. Правда, они в иные трудные времена жизни, может быть, и вспомнят, что почерпнутая вода есть вода спасения, но только для уврачевания болезней телесных, тогда как Господь подает дар святости этой воде ради главным образом освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких сопротивных сил. Ведь если бы Господь подавал воду эту для исцеления телесных главным образом болезней и если бы исцеление от болезней телесных было главным и нужнейшим для нас благодеянием от Бога, то что препятствовало Ему создать нас безболезненными? Ведь просим мы Его больше всего об избавлении от телесных болезней, забывая, что Он Сам иногда посылает болезни телесные, чтобы чрез них удобнее уврачевалась наша душа. А о том, что вода почерпается в нынешний день для освящения душ, забывают люди, да и не ценят этого действия воды, не верят почти в него: как, думают они, от омовения тела водою может очиститься душа? Они готовы тогда только признать чудесное действие воды, если заметят какое-нибудь ощутительное движение в ней при освящении (почему ждут, когда всколыхнется она) или если вода освященная подействует как-либо осязательно и ощутительно на душу. Но напрасны эти ожидания. Неужели важно, чтобы всколыхнулась только вода от сошедшего на нее Святого Духа? Неужели не более важно, чтобы всколыхнулась и душа от этого снисшествия и неужели не могут произойти в душе чудные изменения?

Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление водой коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. Даже и одних святых мыслей и желаний, возбуждаемых песнями, молитвами и священнодействиями благолепными при освящении воды, мало: и они только покров и одеяние души.

Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда оно будет окропляться и «помазываться» словесами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить «реки воды живой», токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась «источником воды, текущей в жизнь вечную».

Что же нам делать, чтобы почерпнуть воды «из источников спасения», причаститься Христова дара святости, который подает Господь в нынешний славный день Богоявления? Нужно уподобиться путнику, который, зная, что уже очень близко дом, куда он направляется, где он должен встретиться с почитаемыми им и любимыми людьми, напрягает все силы, чтобы, хотя на ходу, привести себя в порядок и представиться в доме в благообразном виде. Так и мы, долго ходя по разным распутиям удовольствий суетных, в дни святок обычно бывающих, от Христа так часто совсем удаляющих, должны употребить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его. Чем дальше от Него блуждало сердце в дни святок и накопляло во время этих блужданий сор суеты, теряло теплоту любви ко Христу, тем большее усилие нужно употребить, чтобы очистить весь сор, в душе накопившийся, согреть свою холодную для Христа душу, дабы можно было Ему обитать и оставаться в ней. Чем больше накопилось в душе дел, смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить часть лежащего на душе бремени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе зовущему: «Жаждущие! Идите все к водам... для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно... и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша!» (Ис. 55, 1–3).

 



 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). «Агиасму нужно принимать с христианской верой и неотступной молитвой»