Третье воскресенье Великого поста – Неделя Крестопоклонная. Каждому человеку Господь даёт свой крест.

4 апреля, в 3-ю Неделю Великого поста, Церковь празднует Крестопоклонную Неделю. В Свято-Георгиевском храме совершается Божественная литургия святителя Василия Великого. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

Распятие. Мозаика XI века. Монастырь Осиос Лукас.

Накануне вечером из алтаря торжественно вынесли Животворящий Крест Господа и положили для поклонения в центре храма, на аналое, где он будет находиться до пятницы (9 апреля). Священнослужители и прихожане с трепетом, благодарностью и благоговением трижды поклонились великой святыне, спев особую молитву: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!».

За Божественной литургией читался особый отрывок из Евангелия от Марка, где Господь сказал Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»…

Неслучайно учение Христа о Кресте читается сегодня, в середине Святой Четыредесятницы. Почему Церковь выносит из алтаря Крест и особо торжественно славит и почитает святыню? Прежде всего – чтобы укрепить православных христиан во время одного из самых трудных постов. Крест – орудие нашего спасения, для христианина это – словно воинское знамя, с которым каждый воин Христов идёт навстречу Страстной Седмице и Светлой Христовой Пасхе. Поприще Великого поста – это время большого напряжения сил, время великих и малых духовных подвигов, поэтому Церковь всегда укрепляет нас на этом пути – духовно и физически.

Множество верующих причастились сегодня Святых Христовых Тайн, затем прозвучали благодарственные молитвы, а после настоятель Свято-Георгиевской церкви протоиерей Владимир Воскресенский произнёс глубоко назидательную проповедь.

- Прошло три недели поста. Церковь, желая нас укрепить, выносит из алтаря Крест. Каким образом укрепить? Чтобы мы, взирая на распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа, укреплялись тем подвигом, который Он совершил ради нашего спасения. Но Неделя Крестопоклонная не только для того, чтобы мы поклонились Кресту Господня и укрепились в делании поста. Это ещё и время задуматься: а что же для нас значит крест?

Сегодняшнее евангельское чтение говорит, что смысл креста – очень глубокий. Господь сказал: тот, кто хочет следовать за Ним, должен отвергнуться себя. Часто ли мы поступаем так? Обычно мы, наоборот, просим Господа избавить нас от всяких бед…

Но Церковь Христова говорит: у каждого человека есть свой крест его земной жизни. И как бы тяжел он ни был, его нужно донести до конца. Святой преподобный Амвросий Оптинский говорит, что крест произрастает на нашем сердце. И нет креста не по силам человека: Господь, зная силу каждого, благословляет его на то или иное крестоношение.

Да, в жизни нашей немало печалей и скорбей. Но Господь попускает их, чтобы уврачевать нашу душу. Только горькое лекарство может исцелить нас от мучительного недуга. Впрочем, мы можем многое изменить. Нужно только понять: что хочет нам сказать Господь? Нужно увидеть в себе грех, раскаяться и измениться…

- Для нас есть средство, которое Господь нам дал – покаяние, – подытожил отец Владимир. – Тогда можно изменить что-то в своей жизни, когда происходит покаяние. И сегодняшняя Неделя Крестопоклонная призывает нас задуматься – о нашем крестоношении, о людях вокруг нас, о том, как выстраивать нашу жизнь. А мы должны выстраивать её по-христиански: должны отвергнуться себя, как Господь призывает, следовать за Ним и, видя свои грехи, каяться, чтобы Господь помогал нам Своей благодатью преодолеть те трудности, которые в нашей жизни возникают, чтобы с Божьей помощью мы могли наследовать Царство Небесное….

Из истории праздника

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. (источник «Правмир»)

Святые отцы о Кресте Господнем

Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста (прп. авва Исайя, 59, 127).

…С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание… (свт. Афанасий Великий, 1, 126).

…Крестом стали явны для всех дела боговедения (свт. Афанасий Великий, 1, 126).

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от вос¬тока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение (прп. Ефрем Сирин, 31, 357).

Царь понес на Себе Крест – этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери сии разбойникам и убийцам (прп. Ефрем Сирин, 33, 126).

Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником Царства, а диавол посрамлен (прп. Ефрем Сирин, 33, 476).

Древом умерщвлены мы, древом и спасены… (прп. Ефрем Сирин, 34, 167).

…Крест <Христов> – для нас победный венец… (прп. Ефрем Сирин, 34, 230).

Взирать на крест значит всю жизнь свою соделать как бы мертвою и распятою для мира, пребывать неподвиж¬ным на всякий грех… (свт. Григорий Нисский, 18, 360).

Достославный крест справедливо наречь опорою и укра¬шением не только земли, но и неба, потому что им поддер¬жана вся тварь, когда премирным доставил он радость, а земным свободу, и сочетал разъединенное (прп. Исидор Пелусиот, 61, 421).

Если часто чело свое и сердце запечатлеваешь знаме¬нием Владычнего креста, то с трепетом побегут от тебя демоны… (прп. Нил Синайский, 73, 163).

Есть два способа взойти на крест: один – распятие тела; а другой – вхождение в созерцание; первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй следствием действительности дел духа (прп. Исаак Сирин, 58, 366).

…Когда умертвим страсти, уничтожим похоти и муд¬рование плоти подчиним духу, тогда только берем на себя крест и последуем Христу (свт. Феодор Едесский, 91, 350–351).

Взирая на крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь неба и внидешь в него в преславном торжестве (прп. Никодим Святогорец, 70, 95).

Взять крест свой – значит доблественно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мучени¬чество, ради Евангелия, при борьбе с собственными страс¬тями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростью восстанут против нас… когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 92).

Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова (Игнатий Брянча¬нинов, 42, 291).

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 357).

Коль великая и неописанная милость Божия – Крест Господень. В нем вся наша надежда (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 65).

Источник: «Православие.ру».

Десять изречений афонских святых о Кресте Господнем

1. Всякий раз, когда христианин осеняет себя крестным знамением, он поклоняется спасительной Страсти Господней и призывает крестную силу, иже есть сила крестной смерти нашего Христа. Говоря: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею», мы призываем силу крестной жертвы Господа. Поэтому крест обладает великой силой.

Преподобный Паисий Святогорец

2. – Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях.

– Знаешь, кресты каждого из нас – это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам – людям – не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.

Преподобный Паисий Святогорец

3. Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.

Преподобный Паисий Святогорец

4. Когда Христос приял оплевания, заушения и побои, тогда сокрушились царство и власть диавола. Каким же удивительным образом Христос одержал над ним победу! «Тростью сокрушилась держава диавола», – говорит один Святой. То есть власть диавола сокрушилась, когда Христу был нанесен последний удар тростью по голове. Стало быть, оборонительное духовное средство против диавола – терпение, а сильнейшее оружие против него – смирение. Сокрушение диавола есть самый целебный бальзам, излитый Христом во время Его Крестной Жертвы. После Распятия Христа диавол – словно змея, лишенная яда, словно пес с вырванными зубами. У диавола отнята его ядовитая сила, у псов, то есть бесов, вырваны зубы. Они сейчас обезоружены, а мы вооружены Крестом. Бесы не могут сделать созданию Божию ровным счетом ничего, если мы сами не дадим им на это права. Они только и могут что дебоширить – власти-то у них нет.

Преподобный Паисий Святогорец

5. Господь любит грешников кающихся и умер за нас в страданиях на кресте и место уготовал на небесах «идеже Аз, там и слуга Мой будет, да видит славу Мою». Ах, как бы мы знали, как нас Господь любит грешных, дает нам Духа Святого. Им познается Господь и Его любовь, но мы теряем благодать Святого Духа за горделивость, и мучают нас страсти, дурные пороки, но надо с ними бороться, просить день и ночь помощь Божию и Божией Матери, и Господь поможет.

Преподобный Силуан Афонский

6. О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т. е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость. Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость – мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» А к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог Святых Ангелов поставил на службу нашему спасению. Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби.

Преподобный Силуан Афонский

7. Где найдешь такого отца, который умер бы на кресте за преступления детей? Обычно прискорбно отцу и жалко ему сына, который за преступления свои должен быть наказан; но хоть и жалеет он сына, а все-таки скажет ему: «Нехорошо ты сделал, и за дурные дела свои правильно наказан». Господь же нам этого не скажет никогда. Он и нам скажет, как Апостолу Петру: «Любишь ли Меня?» (Ин.21:15); так и в раю всему народу скажет Он: «Любите ли вы Меня?» И ответят все: «Ей, Господи, мы любим Тебя. Ты спас нас Своими страданиями на кресте, и ныне даровал нам Небесное Царство».

Преподобный Силуан Афонский

8. Господь так много нас любит, что мы постигнуть этого не можем. Мы видим крест, знаем, что Он распялся за нас и умер в страданиях, но все равно душа сама понять эту любовь не может, а познается она только Духом Святым.

Преподобный Силуан Афонский

9. Ничего, кроме Креста, мы не проповедуем, и если зовем кого-либо идти с нами, то только на Крест, полагая в этом для себя величайшую несравненную славу. Когда Господь посещает душу, то Крест становится легким, а иногда и неизреченно сладким; когда же благоволит оставить ее на труды и болезни, тогда должны мы быть блаженны упованием на еще большую славу.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

10. До последней ясности сознаю, что мое духовное бытие неразрывно связано с духовным бытием мира, человека вообще, человечества. Иногда любовь к Богу отрывает от мира, хочу забыть мир в умном созерцании Божества Христова, а иногда любовь к человеку, – страдание с ним толкает на безумный спор с Богом. Крест Сына Божия и Бога – разрешение и предел всякой борьбы этого вида. Крест Христа – это та твердыня, о которую разбиваются в прах все волны помышлений. Христос, распятый по любви к миру за грехи мира, – моя последняя любовь, последнее восхождение ума моего, последнее дерзание сердца моего, мой единственный истинный Бог.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Источник: «Русский Афон»



 

 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Дорогие братья и сестры!

Планируется выполнить мозаику святого Храма над центральным входом. О стоимости работ в настоящее время ведутся переговоры с изготовителем.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события Третье воскресенье Великого поста – Неделя Крестопоклонная. Каждому человеку Господь даёт свой крест.