Начался Рождественский пост

Рождественский пост

28 ноября начался Рождественский пост, который продлится до 6 января. Этот пост готовит православных христиан к встрече светлого праздника – Рождества Христова. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» – напоминается в Евангелии от Матфея. Задача верующих – покаянием, постом и молитвой очистить душу, чтобы с чистым сердцем встретить Рождество Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Рождественский пост установлен во времена раннего христианства. Первоначально продолжительность была разной, но в 1166 году было положено хранить пост перед Рождеством сорок дней. В течение Рождественского поста будут такие большие праздники, как Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря, освящение храма великомученика Георгия Победоносца в Киеве – 9 декабря, апостола Андрея Первозванного – 13 декабря, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских – 19 декабря и другие.

О важности поста говорил Сам Господь в Евангелии от Матфея: «Сей род изгоняется только молитвою и постом». Так Спаситель мира указал нам два вида оружия в борьбе с темными и лукавыми духами. Благодать Духа Святого отнимается от нас через наши грехи, а возвращение ее более всего достигается покаянием, которому содействуют пост и молитва.

В Евангелии от Луки рассказывается, что Господь Сам показал нам пример, постившись 40 дней в пустыне, откуда «возвратился в силе духа». Преподобный Исаак Сирин говорил: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?... До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы… И как скоро диавол видит это оружие на ком-либо из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим»…

Когда-то на Руси исповедание Христа было связано с исполнением всех установлений Церкви, и миряне не отставали в посте от иноков. Время поста – это время особо важное для духовной жизни, неслучайно апостол Павел сказал, что это «время благоприятное, это день спасения». Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей замечательной книге «Лествица» пишет: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной нечувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».

Иоанн Лествичник советовал, сидя за столом со снедью, представлять мысленными очами смерть и суд, чтобы хоть немного укротить страсть объядения. Он говорил, что нужно быть господином над своим чревом, прежде чем оно тобою возобладает, укрощать чрево помышлением о будущем огне. Потому что некоторые, повинуясь чреву, умерли двоякой смертию, и объядение – единственная причина потоплений, с нами случающихся.

«Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний, – подчеркивает прп. Иоанн Лествичник. – Насыщение чрева иссушает источники слез; а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды. Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда; тот подобен угашающему пожар маслом. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами… Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесняй чрево свое, ибо угождая ему и расширяя его, ты отвергнешься своих обетов. Но внимай, и услышишь говорящего: пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему. Но узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им (Мф.7;14). Начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение».

Святые Отцы говорят, что пост – это лестница, ведущая нас в небо. Но поститься нужно не во славу свою, а во славу Божью. Если мы хотим любить Бога, мы должны чем-то жертвовать – как это делаем ради достижения земных целей, мы должны из всех сил бороться со страстями и грехами, которые подкрепляются при невоздержании и излишествах.

Но ошибочно думать, что пост – это лишь ограничения в пище. Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». А святитель Иоанн Златоуст сказал: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от развлечений и увеселений: походов в театр, кино, гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора и т.д. Поститься должны и ум, и сердце, и язык. Преподобный Серафим по пятницам не только постился, но и пребывал в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».

Священники советуют во время поста чаще посещать храм и больше времени проводить в молитве. Очень хорошо чаще читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», просить у Господа терпения и смирения, просить прощения у тех, кого мы обидели. Святые отцы призывают нас совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, чаще каяться в грехах, усердно молиться и причащаться Святых Христовых Тайн.

Нужно внимательно следить за собой, стараться быть спокойными и доброжелательными, ни с кем не ссориться, никого не осуждать, избегать раздражительности. А если согрешили – горячо каяться, не откладывая. Пост – лучшее время для освобождения из греховного плена наших страстей и пагубных привычек. Конечно, очень трудно обуздать чувства и желания, поэтому нужно просить у Господа сил поститься.

Пост – это подъём на новую высоту, это духовное сражение, цель которого – освободиться от наступающего на нас беспощадного врага. Это время меняться по-настоящему, забыть о себе и больше думать о Боге, усиленно каяться и причащаться, чтобы душа не оставляла путь спасения и приобщилась к вечной жизни. Сам Спаситель сказал о Таинстве Евхаристии: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей будет жить вовек»…

Преподобный Нектарий, последний оптинский старец, очень хотел, чтобы была создана картина Рождества Христова. «Нужно, чтобы мир вспоминал об этом величайшем событии, ведь оно произошло только один раз в истории!... Пастухи в коротких, изодранных по краям одеждах стоят лицом к свету, спиной к зрителю. А свет не белый, а слегка золотистый, без всяких теней и не лучами или снопами, сплошь, только в самом дальнем краю картины слегка сумрак, чтобы напомнить, что это ночь. Свет весь из ангельских очертаний, нежных, едва уловимых, и чтобы ясно было, что это красота не земная – небесная, чтобы не человеческое это было», – говорил батюшка, а в другой беседе сказал: «Почему пастухи удостоились в эту ночь увидеть ангелов? – потому что они бодрствовали»….

Один из православных авторов написал, что пост и воздержание нужны для того, чтобы человек был более чуток и восприимчив к действиям Святого Духа. И Сам Господь предупреждал об опасности невоздержанного образа жизни: «Да не отягчаются сердца ваши от объедения и пьянства». Пост проясняет духовное зрение и помогает лучше увидеть наше несовершенство, наши немощи, страсти и грехи. Конечно, ради вечной жизни нужно хорошо потрудиться, не зря в Евангелии сказано, что Царство Небесное силою берётся. Но чем больше человек духовно трудится, тем крепче и опытней он становится. А Господь, видя этот труд, даёт по молитве нашей необходимую силу и благодать. Да поможет Господь всем достойно пройти этот путь и с чистым, радостным сердцем встретить светлый праздник Рождества Христова.

 

При подготовке статьи использовались материалы книг «Лествица» (прп. Иоанн Лествичник), «Как соблюдать пост», «Преподобный Нектарий, последний оптинский старец», сайта «Православие и мир».



 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события Начался Рождественский пост