28 августа православные христиане торжественно отпраздновали Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник на Руси называют Богородичной Пасхой, ибо мы вновь празднуем торжество Жизни над смертью, Воскресения над властью тьмы.

Сегодня мы вспоминаем отшествие из земного мира в небесный Преблагословенной Заступницы рода христианского. Трудно выразить чувства, переполняющие любящие сердца при воспоминании этого удивительного и чудесного события. Православные христиане не скорбят, а радуются, ибо обрели всегдашнюю небесную Защитницу и Покровительницу, неустанную Молитвенницу и Ходатаицу за нас пред престолом Божьим.
Праздник этот имеет глубочайший смысл, он напоминает нам, что и мы все должны готовиться к нашей кончине, стараясь жить по-евангельски, взирая на светоносный пример Пресвятой Богородицы, по мере сил стараясь подражать Ей.
В день праздника в Свято-Георгиевском храме Челябинска состоялась праздничная Божественная литургия – очень радостная, светлая и возвышенная. Празднование началось ещё накануне вечером, когда совершалось всенощное бдение с выносом из алтаря Плащаницы, на которой изображён дивный образ Божьей Матери.
Верующие многократно, с великим благоговением и радостью поклоняются святыне, опускаясь на колени, прикладываются к прекрасному и дивному образу Преблагословенной. Удивительные, тонкие, почти детские черты Пресвятой Богородицы напоминают нам о необыкновенной, неземной Её чистоте, Её великой кротости и смирении, любви и милосердии. На этот прекрасный лик можно смотреть бесконечно, он западает в душу каждого верующего человека.
Праздничные богослужения возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский. Немало людей причастились Святых Христовых Тайн, чтобы соединиться с Христом, стать ближе к Богу, к Пресвятой Богородице.

В этот праздник (на всенощном бдении) вспоминалось о том, как после Благовещения Дева Мария отправилась в Нагорную страну навестить свою родственницу Елисавету. Святой апостол и евангелист Лука повествует: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его».
Эти пророческие слова Преблагословенной сбылись в полной мере! И нет страны, и нет уголка земли, где бы христиане не молились, возвеличивая и ублажая Пресвятую Деву Марию самыми трогательными, проникновенными и возвышенными молитвами! И одна из них – тропарь праздника, который дарит нам великую надежду и звучит в эти дни многократно:
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Молитвы Пресвятой Богородицы Господь наш Иисус Христос не может не услышать. Сами Ангелы поют вместе с нами, на каждом богослужении, хвалебную молитву: «Достойно есть воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем».
На иконе Успения Божьей Матери мы видим, что Её одр окружает множество учеников Христа, близ находятся и ниспосланные с Небес Ангелы. А сам Господь держит в своим Божественных руках душу Своей Пречистой Матери, словно спеленатого младенца. Это удивительный и очень трогательный образ, дарующий нам великую надежду, радость и утешение. Дай Бог, чтобы и мы перешли в мир иной, когда время настанет, заснув тихим и мирным сном.

Сегодня за Божественной литургией прозвучал отрывок из послания апостола Павла Филиппийцам, где есть такие слова: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Пресвятая Богородица и Приснодева Мария воистину имела «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Она больше всего любила Бога, и Господь видел Её драгоценное сердце, её высочайшие добродетели – такой Девы не было ни до, ни после на земле! Поэтому Бог избрал Пресвятую Деву Марию – «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» – для воплощения Сына Божия, для спасения человечества.
Став Богоизбранным сосудом, Божья Матерь стала для нас лестницей, соединяющей Небо и землю. Она пережила величайшие радости и величайшие скорби с кротостью и смирением. Никто и никогда не видел Её в гневе, даже когда Она в безутешном горе и муке стояла у Креста, взирая на страдания Своего распятого возлюбленного Сына. Господь сказал Ей тогда такие слова: «Се, Сын Твой», а любимому ученику Иоанну Богослову: «Се, Мати твоя», усыновив в его лице Божьей Матери всё человечество.
После Вознесения Господа Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова. В его отсутствие Она жила в доме его родителей, близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она стала великим утешением и премудрым назиданием. Она утверждала Христианскую Церковь словом, делом и молитвой.
Благоговение апостолов к Пресвятой Деве Марии было чрезвычайно. После принятия Святого Духа в день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать Пречистую Богородицу. Спешили к Ней и многие другие верующие люди, из дальних стран.
Во время гонений на юную Церковь Христову, в 43 году, Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в Ефес. Побывала Она затем и на Кипре, где епископом был святой Лазарь Четверодневный, и на Святой Горе Афон, о которой пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Незадолго до блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Дни и ночи Она проводила в молитве, нередко приходила к Святому Гробу Господню. Враги не раз пытались помешать Ей, но Она для всех оставалась невидимой.
В одно из таких посещений Голгофы Архангел Гавриил возвестил Богоматери о скорой Её кончине, а в залог вручил пальмовую ветвь. Вернувшись домой, Пресвятая Богородица сообщила об этом праведному Иосифу из Аримафеи и ученикам Господа.
Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. Вскоре чудесным образом апостолы слетелись, словно орлы, чтобы послужить Матери Божией. Всех собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепно устроили Её погребение.
Пресвятая Дева прославила Бога, что Он услышал Ее молитвы. Каждого Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила за веру и труды, желала вечного блаженства и молилась.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа.

Внезапно заблистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли все пылавшие свечи. Видевшие всё это ужаснулись. Верх помещения исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил, вместе с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.
Увидев Сына Своего, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно свершилось и Успение Ее. Как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое".
Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения…

Апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он горько плакал пред гробовой пещерой и сожалел, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы решились открыть пещеру и…нашли в ней только благоухающие погребальные пелены. Все убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
А вечером того же дня, когда апостолы собрались в доме для подкрепления пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами – во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам".
В честь Успения Божьей Матери воздвигнуты многие самые известные храмы, лавры и монастыри – Успенские соборы в московском Кремле и Санкт-Петербурге, Киево-Печерская лавра, Псково-Печерская лавра, Почаевская лавра и другие. Ее многочисленные чудотворные иконы, рассеянные по всему свету, исцеляют страждущих, к святым местам со всего света тянутся паломники. Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса.
Почему мы не печалимся, а радуемся, вспоминая кончину земной жизни Пресвятой Богородицы? Потому что мы обрели великую Небесную Заступницу, Ходатаицу и Молитвенницу за нас пред престолом Божьим. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!» – так поётся в одной из молитв, и это не просто слова, это - вечная истина!
Вот уже почти две тысячи лет чествуют христиане всего мира праздник Успения. Во всех обстоятельствах нашей жизни мы молимся Божьей Матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Царица Небесная, помоги!» – и Она дарует нам помощь, исцеления и поддержку. Только благодаря Её покровительству и всесильной молитве, благодаря безграничной любви и милосердию Царицы Небесной мы имеем надежду на спасение наше и достижение Царства Небесного.

Остаётся добавить, что в день праздника в Свято-Георгиевском храме служба милосердия устроила для прихожан праздничное чаепитие с вкусным угощением. Праздник прошёл по доброму, по-семейному. Это стало доброй ежегодной традицией, по благословению настоятеля храма, протоиерея Владимира Воскресенского.
Материал подготовила Римма Кныш
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Отрывок из Слова в день Успения Пресвятой Богородицы
«Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти.
Слава Победителю смерти, Господу Иисусу!.. Весь ужас смерти исчез; она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего воскресения…
Самый очевидный пример торжества над смертью видим мы в Пречистой Матери Господа. Она склонилась в гробе только для краткого отдохновения плоти. Говорим «для краткого» потому, что, по свидетельству предания, на третий день после Ее смерти уже не найдено в гробе пречистого тела Ее — оно воскрешено и взято было на небо, где вместе с душой стало наслаждаться блаженством небесным…
Братья! Звания небесного причастницы, вы видели на иконе всечестного и славного Успения Богоматери, как Она мирно почивает. Какое спокойствие и отражение небесной радости на Ее лике! Это точно сон, краткий переход от земли на небо. Поучимся же и сами рачением к добродетели и презрением к пороку сделать смерть свою мирным сном…
Тропарь праздника, глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак праздника, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.
Задостойник, глас 1
Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася,// како Дева восходит от земли на небо. Побеждаются естества уставы/ в Тебе, Дево Чистая,/ девствует бо рождество/ и живот предобручает смерть./ По рождестве Дева и по смерти жива,/ спасаеши присно,// Богородице, наследие Твое.
Следующая >> Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. «Сей есть Сын Мой В... |
Еще статьи... |