1 июня Русская Православная Церковь чествует святых отцов I Вселенского Собора и память святого благоверного князя Димитрия Донского.
В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил иерей церкви отец Владимир (Нетесов). Настоятель храма, протоиерей Владимир Воскресенский, принял участие в праздничном богослужении в Христорождественском соборе Челябинска, которое возглавил митрополит Челябинский и Миасский Алексий.

Сегодня, в первое воскресение после Вознесения Господня, церковь облачена в сверкающие белоснежные ризы. Белый цвет символизирует чистоту и святость, к чему нас всегда призывает Церковь.
За богослужением читается очень важный отрывок из Евангелия от Иоанна – Первосвященническая молитва Иисуса Христа. Спаситель произнёс её после прощальной беседы с учениками – прежде чем выйти навстречу своим врагам. Он молится Богу-Отцу – за Себя самого, за Своих учеников и за будущую Свою Церковь, как великий Первосвященник человечества. Он молится также и за всех верующих в Него, чтобы они были едины, говоря: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы»...
Сегодняшнее евангельское чтение призывает нас о многом задуматься, напоминая нам, что Господь заповедал нам не только любить Бога и ближних, но и быть едиными.. И глубоко символично, что оно прочитывается именно в день памяти святых отцов I Вселенского Собора. После литургии отец Владимир прочитывает послание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященное 1700-летию этого знаменательного события.
В своем послании Архипастырь Русской Православной Церкви подчеркивает:
«История Церкви — это не только академические исследования событий прошлого и повествования о делах давно минувших дней, преданиях старины глубокой, которые подобны потемневшим от времени страницам запылившейся книги. В истории Церкви живет и действует Дух Святый, наставляющий нас на всякую истину (Ин. 16: 13). Именно поэтому изучение церковной истории — к чему всех вас настоятельно призываю — помогает нам лучше понять многие явления в современной религиозной жизни, научает нас отделять главное от второстепенного и различать духов (1 Кор. 12: 10), постигая премудрый Промысл Божий о Церкви»...
Напомним, что Собор состоялся в 325 году, в нём приняли участие 318 отцов Церкви, среди которых были такие прославленные святые, как святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; святитель Спиридон, епископ Тримифунтский; святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский и многие другие угодники Божии.
Этот собор осудил ересь александрийского священника Ария, который внес раскол в ряды Церкви, отрицая Божество Иисуса Христа и признавая Его лишь высшим творением. Как мы помним, по преданию Церкви, святитель Николай Чудотворец ударил Ария по щеке за богохульство, и святителя за этот поступок лишили епископского сана и посадили в темницу. Но к нему явились Сам Христос и Пресвятая Богородица и вернули епископский омофор и Евангелие. И это событие открылось в видениях многим, и всем стало ясно, что поступок святителя Николая, его ревность по вере угодны Богу. Он был восстановлен в епископском сане.
А святитель Спиридон Тримифунтский наглядно представив единство Святой Троицы, сжав кирпич, и тогда вверх взметнулось пламя, вниз потекла вода, а в руках святителя осталась глина. Он одержал блестящую победу над учеными философами-еретиками, приверженцами Ария. Этот случай описывается в его житии.
Первый Вселенский Собор имел величайшее значение в истории Церкви и всего человечества, святые отцы утвердили на нём знаменитый Символ веры (до слов «И в Духа Святого…», а дальнейшее восполнил Второй Собор), которые читается и поётся на каждом богослужении.
Так святые отцы Первого Вселенского собора утвердили и защитили основы православной веры и православной Церкви, ведущей отсчёт с самых апостольских времён. Память святых отцов Первого Вселенского собора празднуется сразу после праздника Вознесения, так как Сын Божий вознесся на небо и воссел одесную Отца, показав, что Он равночестен Богу-Отцу.
Кроме того, Первый Собор закрепил празднование Пасхи во время, отличное от того, когда Пасху празднуют иудеи.
Святитель Феофан Затворник пишет в своих трудах: «Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец»…
Материал подготовила Римма Кныш
Патриаршее послание по случаю празднования 1700-летия I Вселенского Собора

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с празднованием 1700-летия I Вселенского Собора.
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сегодня, в Неделю 7-ю по Пасхе, Православная Церковь молитвенно вспоминает и прославляет подвиг святых отцов Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в Никее — в небольшом городе недалеко от Константинополя. В нынешнем году исполняется 1700 лет с этого эпохального события церковной истории.
Около трехсот епископов и их представителей прибыли практически со всех концов христианского мира, чтобы принять участие в обсуждении одного из наиболее острых вопросов, на протяжении нескольких десятилетий вызывавших ожесточенные споры и буквально разрывавших Церковь на части. Умами многих людей завладело заблуждение александрийского пресвитера Ария о том, что Сын Божий не есть Бог истинный, а лишь Его высшее творение. Утверждая это, Арий пытался рационализировать веру и превратить велию благочестия тайну боговоплощения (1 Тим. 3: 16) в абстрактное философское учение.
Арианская ересь затрагивала самые глубины христианской веры, извращала евангельское свидетельство о спасении мира, ради которого Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1: 14). Церковь отвергла это лжеучение, осудив его соборным разумом и сформулировав важнейший догмат о единосущии Сына Отцу, который мы исповедуем в возглашаемом на Божественной литургии Символе веры. Как пишет выдающийся историк Церкви профессор Василий Васильевич Болотов, «Никейский символ был столь точен, что его нельзя было перетолковать — можно было лишь принять или отвергнуть» (Лекции по истории Древней Церкви. Том 4).
История Церкви — это не только академические исследования событий прошлого и повествования о делах давно минувших дней, преданиях старины глубокой, которые подобны потемневшим от времени страницам запылившейся книги. В истории Церкви живет и действует Дух Святый, наставляющий нас на всякую истину (Ин. 16: 13). Именно поэтому изучение церковной истории — к чему всех вас настоятельно призываю — помогает нам лучше понять многие явления в современной религиозной жизни, научает нас отделять главное от второстепенного и различать духов (1 Кор. 12: 10), постигая премудрый Промысл Божий о Церкви.
С самого начала своего исторического бытия Церковь была и остается общиной верующих во Христа, опытно постигающих и переживающих единство в Таинстве Святой Евхаристии, когда мы едиными усты и единым сердцем исповедуем веру во Святую Троицу и причащаемся от единой Чаши Христовой. Дух Святый учит Церковь отвечать на вызовы времени соборным разумом и в братском диалоге. Так было на первом Соборе апостолов в Иерусалиме, ставшем поворотным событием в распространении благой вести и определившем вселенский масштаб миссии Церкви. Так было и на Никейском Соборе в 325 году, одержавшем догматическую победу над ересью Ария и отвергшем это учение как противоречащее самим основам христианской веры. Так было и на последующих святых Соборах. Так — верим и надеемся — будет и впредь до скончания века.
Сегодня, когда мировое Православие переживает весьма непростое время, когда требуется глубокое богословское осмысление экклезиологических проблем, мы вновь и вновь с убежденностью свидетельствуем: важнейшие решения, затрагивающие основы бытия Церкви и ее верность апостольскому учению и каноническим устоям, касающиеся осуществления спасительного призвания быть столпом и утверждением истины (1 Тим. 3: 15), необходимо принимать сообща, в единстве духа и союзе мира (Еф. 4: 3).
Мы неизменно свидетельствуем об этом и молимся, чтобы заступничеством святых отцов Первого Вселенского Собора Великодаровитый Бог милостиво призрел на Церковь Свою и даровал верным чадам ее силы и мудрость, мужество и стойкость оставаться солью земли и светом мира (Мф. 5: 13–14), быть Его дерзновенными свидетелями даже до края земли (Деян. 1: 8), дондеже Христос приидет.
Призывая на всех вас, мои дорогие, мир и благословение Божии, желаю вам возрастания в любви и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Следующая >> Вознесение Господне. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие»… |
Еще статьи... |