Страница 1 - Третья подготовительная неделя к Великому посту: Неделя о Страшном суде. |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru |
24 февраля начинается третья и последняя подготовительная неделя перед Великим постом, которая называется Неделей о Страшном суде. В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

«Чудная, величественная, божественная на земле служба литургия» – эти слова восхищения сказаны о Божественной литургии святым праведным Иоанном Кронштадским. Отец Иоанн подчеркивал: «Литургия есть сокращение всего Евангелия, изображение земной жизни Иисуса Христа, повторение его Голгофской Жертвы, всегдашнее заклание, смерть Его за грехи мира, воспоминание Его Воскресения и вознесения на небо».
Самое главное событие на литургии – это, конечно, великое таинство Евхаристии или причащения – его установил Сам Господь Иисус Христос накануне своих крестных страданий, в Великий Четверг. Господь также заповедал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание».
Все, кто готовились к причастию и получили разрешение от священника, причастились Святых Христовых Тайн. После прозвучали светлые и возвышенные благодарственные молитвы. А затем отец Владимир (Воскресенский) произнёс замечательную проповедь, посвященную сегодняшнему евангельскому чтению.
Сегодня за литургией читалось самое страшное евангельское повествование церковного года. В нём Господь возвестил о Своем втором пришествии в мир и будущем Страшном суде. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Матфей:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Этот евангельский отрывок всегда читается в последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. Как мы знаем, в первый раз Спаситель пришёл на землю кротким и смиренным, никем незамеченным. Мы помним, что Рождество Христово совершилось в обычной Вифлеемской пещере, и был Он положен в ясли для животных.
Во второе же пришествие Иисус Христос придёт как строгий и грозный Судия, во всей славе Своей, со всеми ангелами, чтобы судить всех людей, живущих и живших на земле от сотворения мира. Перед этим прозвучит громкий и мощный голос трубы, который разнесётся по всем уголкам планеты, а на небе появится знамение – Крест, который увидят все земные племена, и крест будет светиться на челах праведников.
И праведники, по слову Господа, воссияют, как солнце! Как говорят святые отцы, тела праведных людей будут сияющими, легкими, тонкими и бесстрастными. Тела же грешников будут тяжелыми и малоподвижными, темными и уродливыми, полными мерзости, и никто тогда не сможет скрыть грехов своих.
Страшно будет и то, что уже невозможно будет что-то исправить или изменить, ибо покаяться, измениться в лучшую сторону человек может только при своей земной жизни.
При этом все умершие от сотворения мира, начиная от Адама, воскреснут – так, как это описал в своём знаменитом пророчестве пророк Иезекииль (этот отрывок всегда читается в Великую Субботу). Все люди предстанут на Страшный суд, и вместе с людьми будут судиться дьявол и его бесы.
Как мы слышали, Господь разделит людей так, как пастырь разделяет овец и козлищ. Праведников Он поставит по правую сторону от Себя, а грешников – по левую. И Господь скажет праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», а грешникам гневно возвестит: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
Что же нужно сделать, чтобы на Страшном суде оказаться с Господом, по правую сторону? Казалось бы, всё просто: нужно жить по заповеди любви, служить ближним. Тот, кто оказывал благодеяния страждущим – кормил, одевал, давал приют, навещал нуждающихся, тот служил самому Господу, ибо Он называет страждущих людей своими меньшими братьями. А тот, кто не помогал ближнему, нуждающемуся в помощи, попавшему в беду, тот не оказал милости Самому Господу.
И всё же христианину надлежит глубже задуматься о том, как он может спастись, находясь в определённых жизненных обстоятельствах. Конечно, он не способен помочь всем нуждающимся вокруг себя, и часто – даже самым близким людям. Нам Священное Писание дано, чтобы мы обратились к Богу с вопросом: «Господи, скажи, что Тебе от нас нужно? Что мы должны сделать, к чему стремиться, какими мы должны стать, чтобы угодить Тебе и оправдаться на Страшном суде». То есть, мы должны понять волю Божию.
Любить самых близких людей это вполне естественно, но наша любовь должна быть шире и глубже. Часто мы добрые дела ставим себе в заслугу и переполняемся «законной» гордостью, и часто забываем, что любовь – это жертва, и стараемся близких переделать под себя. Но мы должны в любви подражать Господу. Если служить – то служить до конца, если любить – то любить до конца, даже если наши близкие (дети, например) не оправдали наших надежд. Мы должны любить безусловно – так, как Господь нам повелел: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Евангелие от Иоанна). Нужно любить, как любит нас Сам Господь – до конца, до последнего предательства, до крестных страданий, до смерти. И если мы так всё исполним, то и для нас прозвучат эти радостные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
После проповеди отец Владимир поздравил всех с праздником воскресного дня, Неделей о Страшном суде, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. Перед отпустом батюшка напомнил, что следующая неделя – мясопустная, во вторник празднуется память Иверской иконы Божьей Матери, в среду и пятницу литургия служиться не будет, богослужение будет совершаться по постовому чину, как в дни Великого поста. Также отец Владимир поздравил с Днем защитников Отечества всех мужчин и женщин, кто служил или служит в Вооруженных Силах, и пожелал всем Божьей помощи и Ангела-хранителя.
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Изгнание Адама из рая. Прощеное воскресенье. «Мера нашего прощения Бог... |
Следующая >> Неделя о блудном сыне. «Отче, я согрешил перед небом и пред тобой»… |
Еще статьи... |