Страница 1 - Праздник Пресвятой Троицы или Пятидесятница |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
8 июня, на пятидесятый день после Пасхи, православные христиане празднуют великий двунадесятый праздник – день Пресвятой Троицы или Святой Пятидесятницы. В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия в соединении с вечерней. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

Сегодня храм украшен молодыми тонкими берёзками и берёзовыми ветвями, что символизирует вечное обновление природы и вечную жизнь. Облачения священнослужителей и все покровы церкви ярко-зелёного цвета, что очень красиво и создаёт особо радостное настроение.
Но самое главное – в центре храма, на аналое, находится икона Пресвятой Троицы. Это список со знаменитой иконы преподобного Андрея Рублева, который известен не только православным христианам, но и всему миру. Бог-Троица на иконе изображен в виде трёх Ангелов, сидящих за столом, в центре которого находится чаша, символизирующая Евхаристическую Чашу спасения – Божьего Агнца.
О рублёвской «Троице» написано немало трудов, с которыми полезно хотя бы отчасти познакомиться. Это очень таинственная икона, которая отражает непостижимую для нас тайну – единство и нераздельность трёх Божественных ипостасей Бога-Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. В этом образе присутствует множество символов и деталей, имеющих глубочайшее значение. Икона изображает Совет Троицы перед началом сотворения мира, когда создавался план Божественного Домостроительства и спасения человечества.
Праздник Пресвятой Троицы или святая Пятидесятница – один из главных праздников церковного года. Сегодня совершается необыкновенно радостная, величественная и торжественная служба. Мы слышим самые возвышенные псалмы, песнопения и молитвы. Немало прихожан в этот день с радостью причастились Святых Христовых Тайн.
Очень глубокую проповедь произнёс настоятель храма, отец Владимир, она посвящена великому празднику, который побуждает нас задуматься о многом. Священник напомнил о том, как на пятидесятый день после Воскресенья Христа на апостолов сошел Дух Святой. Спаситель ранее обещал это ученикам, говоря, что Он пошлёт им Духа-Утешителя.
Это событие подробно описал в Деяниях святых апостолов святой апостол и евангелист Лука, отрывок читался сегодня за Божественной литургией.
В день святой Пятидесятницы последователи Христа собрались в Иерусалимской горнице – это были апостолы, ученики и другие верующие, всего более ста человек. И вдруг, внезапно послышался сильный шум, подобный шуму ветра, и все увидели, что с неба сошли огненные языки на головы Божьей Матери и апостолов.
Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Апостолы были раньше простыми, неучеными, малообразованными людьми, а тут сразу стали просвещенными, Святой Дух даровал им необыкновенные силы и способности.
В это время в Иерусалим на празднике были жители самых разных областей, и все они с изумлением услышали каждый своё наречие, ибо апостолы начали проповедовать им Евангелие. Сила первой проповеди апостола Петра была такова, что в один день уверовали во Христа три тысячи человек! Так Святой Дух даровал апостолам благодать, особые силы, чтобы они могли идти по миру и проповедовать Евангелие, что они в скором времени и сделают, и благодаря этому христианство начнет распространяться по всей земле.
Этот день – праздник Святой Пятидесятницы – называют днём рождения Церкви Христовой. Сошествие Святого Духа открывает людям совершенную деятельность Бога-Отца. Нам открывается третье Лицо Пресвятой Троицы и единство Бога, существующего в трёх Лицах: это Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой.
Вообще, учение о Святой Троице таинственно и противоречиво, его невозможно постичь рациональным путём. Как сказал Павел Флоренский, учение о Святой Троице – это крест. Тайна внутренней жизни бесконечного и непостижимого Бога лишь отчасти приоткрыта человечеству. Как говорили святые отцы Церкви, Бог есть Любовь сама в себе. Бытие единого Бога-Троицы – это со-бытие трёх Божественных ипостасей – Отца, Сына и Святого Духа, которое пребывает в вечном движении Любви. Икона Андрея Рублева отчасти приоткрывает нам завесу тайны и Совета Троицы перед началом творения мира.
Есть несколько версий об Ангелах, изображенных на иконе, и это также очень интересно. По одной из версий, в центре находится Сам Бог-Отец. Он в красном облачении, потому что «Бог наш есть огонь поядающий». За ним находится Древо Жизни, ибо Бог – податель всех благ.
Ангел, находящийся по правую руку от Бога-Отца – это Христос, сошедший с небес и облачившийся в плоть человеческую. Его прозрачная накидка говорит о Его небесном происхождении. За Христом изображен храм, как Он и сказал своим ученикам: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».
Слева от Бога-Отца находится Ангел в зелёной накидке – это Дух Святой, животворящий. За ним изображена гора – это символ вышнего, горнего мира, вспомним возглас священника на литургии – «Горе имеем сердца».
Перед Ангелами, на столе, находится евхаристическая чаша, из которой мы причащаемся ради нашего спасения, соединяясь со Христом и принимая благодать Святого Духа.
Праздник Пресвятой Троицы говорит нам о главной цели христианской жизни. Он напоминает, что мы – некие таинственные чаши, которые должны наполняться энергией Духа Святого, и стяжание Его – это наше предназначение, это смысл жизни каждого человека на земле. Как сказал преподобный Серафим Саровский, главная цель христианской жизни – это стяжание благодати Духа Святого. Кто принял Его – стал причастным к вечной жизни. Как огонь, соединяясь с железом или углем, меняет их, и они начинают ярко блистать, так меняется человек, которого касается Божья благодать.
Стяжание божественной благодати – это вечная миссия человека на земле. Те, кто стяжал Духа Святого, становятся причастниками вечной жизни и новым творением. Благодаря этому человек преображается, он становится святым, богоподобным, небесным. Все святые приняли преизобильно Божью благодать, которая наделила их многими сверхъестественными дарованиями.
Земная жизнь дается нам, чтобы с помощью Духа Святого мы стали чадами Божьими, а Церковь – это среда, где мы можем этому научиться. Промысел Божий действует так, чтобы человек стал заботиться о преображении своего сердца.
- Сегодня мы празднуем великий праздник – Святую Пятидесятницу, вспоминаем великое таинство Сошествия Святого Духа, – подытожил отец Владимир, – и этот день особенно духоподъемный. Мы будем обращаться к Богу с особыми молитвами, чтобы Дух Святой всегда был с нами, укреплял и возвышал нас, несмотря на нашу человеческую немощь. Церковь будет молиться о прощении наших грехов и обновлении нашей жизни. Мы будем молиться о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и мертвых. И верим, что сила Божия коснется нас благодатью Святого Духа и спасет наши души, аминь…
После литургии состоялась вечерня, во время которой вся церковь трижды опускается на колени и обращается к Богу-Троице с особыми молитвами. Чувства, которые испытывают верующие, трудно передать словами. Это очень глубокие и важные переживания: Церковь земная соединяется с Церковью Небесной, празднует свой День Рожденья и мощно, в едином порыве, возносит славу и благодарение Богу-Троице.
По окончании богослужений, перед отпустом, отец Владимир поздравил всех с праздником Пресвятой Троицы или Пятидесятницы, с днем рождения Церкви, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. Священник объявил, что следующая неделя – сплошная, а дальше начнется Петров пост, который продлится в этом году чуть меньше месяца.
Материал подготовила Римма Кныш
Тропарь праздника, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,/ и теми уловлей вселенную,// Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак праздника, глас 8
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва,// и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Всесвятаго Духа Твоего,/ Егоже от Отца послал еси// Божественным учеником Твоим.
Задостойник, глас 4
Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася,// како в виде огненных язык явися Дух Святый. Радуйся, Царице,/ матеродевственная славо,/ всяка бо удобообращательная/ благоглаголивая уста ветийствовати не могут,/ Тебе пети достойно,/ изумевает же ум всяк Твое рождество разумети.// Темже Тя согласно славим.
Следующая >> Память святых отцов I Вселенского Собора и святого благоверного князя ... |
Еще статьи... |