Страница 1 - Память святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
6 августа Русская Православная Церковь почтила память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида, принявших мученическую кончину в 1015 году. В Свято-Георгиевском храме Челябинска в день памяти святых была совершена праздничная Божественная литургия.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб – это первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Оба были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, оба родились незадолго до Крещения Руси и были воспитаны в христианском благочестии.
Старший из братьев, Борис, получил хорошее образование, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб также стремился посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца – святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным и обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов и управлял своим княжеством с мудростью и кротостью, заботясь прежде всего об утверждении православной веры и благочестивого образа жизни среди подданных. Кроме того, он прославился как храбрый и искусный воин.
Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его, Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским.
Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив в степи печенегов, и сильно огорчился, узнав о смерти отца. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис не желал воевать с собственным братом и распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный Святополк не поверил в искренность Бориса и послал к нему убийц. Святой Борис узнал об этом, но не стал скрываться и с готовностью встретил смерть. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба, вызвав брата из его удела – города Мурома. И хотя святой Глеб был извещён о злодейском убийстве его брата, князя Бориса, он также принес себя в жертву и, не желая войны с братом Святополком, дал себя убить.
В чем же состоит подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? В том, что они принесли свою жизнь в жертву во имя любви. В своей кротости и незлобии они уподобились Самому Христу. Они были храбрыми и искусными винами, но не захотели поднять руку на своего брата. Они не захотели возбудить своими действиями междоусобную распрю и гражданскую войну, когда могут погибнуть многие русские люди.
Вскоре Господь отомстил властолюбивому тирану. В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу, но подобно Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. А когда он умер и был погребен, даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.
Святые благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый разыскал останки святого Глеба и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. А спустя некоторое время, когда храм сгорел, мощи остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм в честь святых мучеников, он был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине.
Кроме того, множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Православной Церкви.
Материал подготовила Римма Кныш
Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба, глас 2
Правдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же, радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти// и сыновом Российским спастися.
Ин тропарь благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, глас 4
Яко плодовита винограда, отрасли добродетелей суще,/ Небесный дождь Христов прилете,/ источающе отечеству своему струю Православия,/ Борисе пречудне с доблим Глебом,/ вкупе молитеся Господеви сохранити град и люди,/ и на враги пособствовати,/ и душам нашим даровати велию милость.
Ин тропарь благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, глас 4
Мученическою кровию порфиру окропивше светло,/ украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному,/ и, венцы славы от Него приимше,/ молитеся стране нашей подати на враги одоление/ и душам нашим велию милость.
Кондак благоверных князей Бориса и Глеба, глас 3
Возсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем, притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.
Ин кондак благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, глас 8
Аще и убиени бысте и во гробех положени,/ но на Вышнее Царство преидосте,/ оваго бо копии насунута,/ другаго же, яко агнца незлобива, ножем зарезаша,/ тем и кровь ваша бысть исцеление миру,/ верою призывающим вас, святии, на помощь.
Молитва благоверным князьям Борису и Глебу
О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтуших святую память вашу, во веки веков. Аминь.
Следующая >> Память преподобного Серафима Саровского. «Стяжи дух мирен, и тысячи во... |
Еще статьи... |