29 августа, на второй день после Успения Пресвятой Богородицы, православный мир чествует и вспоминает Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (убруса). Это событие произошло в 944 году, а предшествовала ему совершенно удивительная история.

По преданию, во времена земной жизни и проповеди Спасителя жил в сирийском городе Едессе правитель Авгарь. Постигло его великое несчастье, которое не позволяло ему ни выйти из дома, не видеться с подданными: он был поражен по всему телу страшной, неизлечимой болезнью – проказой. Казалось бы, нет надежды на исцеление, ни один врач не может исцелить этот ужасный недуг, но по Божьей милости происходит удивительное, непостижимое чудо...
Однажды слух о великих чудесах и исцелениях, которые совершал Господь, распространились и по Сирии, дошли до Авгаря. Несчастный больной, не видевший никогда Спасителя, уверовал в Него как в Сына Божия, и в измученном сердце его проснулась надежда. Авгарь написал письмо Иисусу Христу с просьбой прийти и исцелить его. Он дал это письмо своему придворному живописцу и отправил его в Палестину. При этом правитель поручил также художнику написать изображение Божественного Учителя.
Спустя какое-то время, после трудного путешествия, Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, со всех сторон окруженного народом. Но из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя, посланник Авгаря не смог приблизиться к Божественному Учителю. Он попытался подняться на возвышение и, стоя на высоком камне, написать образ Господа Иисуса Христа. Но ему это никак не удавалось, он не мог уловить и отобразить в точности черты Христа, ибо лик Его был очень выразительным и всё время менялся.
Но Господь-сердцевидец не посрамил надежды уверовавших в Него! Спаситель Сам подозвал Ананию из толпы окружавших Его людей, назвав по имени. Он передал для Авгаря краткое письмо, в котором обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. После Господь попросил принести Ему воду и убрус (холст, полотенце), умыл лицо и отер его убрусом, и в эти мгновения на ткани отпечатался Его Божественный Лик. По сути, это была самая первая икона, созданная Самим Спасителем!
Убрус и письмо Иисуса Христа верный Анания принес в Едессу. Авгарь принял великую святыню с благоговением, вознёс благодарственную молитву, отёрся убрусом и получил исцеление! Лишь только малая часть от страшной болезни оставалась на его лице, это была язва на лбу. А затем её исцелил пришедший и обещанный Господом ученик. Это был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.
Прошло много лет, и жители забыли о святыне. В 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу. Положение города казалось безнадежным, и в этот грозный момент епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ. Самое удивительное: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение.
После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.
В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира, правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.
16 августа (по новому стилю – 29 августа) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одной версии, его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.
В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя. Нерукотворный Образ Спаса постоянно помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.
По Прологам известны четыре Нерукотворных Образа Спасителя. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа – одна из наиболее распространенных.
В Свято-Георгиевском храме Челябинска икона Спаса Нерукотворного находится в эти дни рядом с Плащаницей Пресвятой Богородицы. Верующие благоговейно поклоняются обеим святыням, о всего сердца молясь Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. В день праздника в храме была совершена праздничная Божественная литургия.
Материал подготовила Римма Кныш
Тропарь Нерукотворенного Образа, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
Кондак Нерукотворенного Образа, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.
Молитва ко Господу
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.
Ина молитва ко Господу
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты иногда человеческаго образа Твое лице пресвятое омыв водою и отер убрусом, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, одержимии душевными и телесными недуги нашими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да, во святыне и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки. Аминь.
Следующая >> Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. «Вели... |
Еще статьи... |