«Вечный двигатель» – в нас самих

Протоиерей Артемий Владимиров

В Челябинском государственном педагогическом университете - московский священник, педагог и писатель протоиерей Артемий Владимиров. Зал набит до отказа: пришли педагоги, включая ректора вуза Владимира Садырина, студенты, представители широкой общественности. Более двух часов отец Артемий изумляет, смешит и заставляет задуматься. Лекция «Нравственный облик учителя» напоминает спектакль: он блестяще рассуждает, то и дело рассыпая цитаты, читает стихи, поет, изображает диалоги в лицах, отвечает на вопросы. Зал то взрывается аплодисментами, то замирает в полной тишине.

Визит педагога-священника по благословению митрополита Никодима организован приходом храма святителя Василия Великого, Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение» и Комиссией по социальной политике Общественной молодежной палаты при ЗСО. Отец Артемий – настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, автор двадцати книг, член Союза писателей России. За его плечами 33 года педагогической деятельности, закончил филологический факультет МГУ, более десяти лет преподавал в Московской Духовной академии-семинарии (кстати: был учителем русского языка у Владыки Никодима). Ныне заведует кафедрой гомилетики в Свято-Тихоновском гуманитарном университете, преподает в Академии ракетных войск стратегического назначения, московских школах. И даже дважды в месяц успевает посещать «губернии» нашего Отечества!

- Для меня это уже внутренняя потребность. И если Чичиков, известный гоголевский персонаж, охотился за мертвыми душами, то батюшки – за живыми.

По мнению священника, сейчас особое время для всей страны, всех защитников нашего Отечества. А защищать его должны не только президент и его команда, но всякий разумный человек с активной гражданской позицией. Главной опасностью для стран самобытных, с тысячелетней культурой, является внутренний майдан. Оппоненты делают ставку на подлое, циничное раскачивание государственности – через зомбирование умов и сердец обывателей, через вовлечение их в социальные сети. Через собственный смартфон можно провалиться в такую Марианскую впадину, что впору сказать: «Оставь надежду всяк, сюда входящий». Через сети совершаются «революционирование черни и плебса», цветные революции, создаются протестные настроения, вырастающие в неонацизм. Часто люди становятся живыми мертвецами.

- К сожалению, таких мертвецов, то есть людей, водимых инстинктами, а не интуицией, водимых соблазнами, а не чувствами долга, не так уж мало во всех сословиях общества, вот почему очень важно сдруживание этих сословий. Не зря древний мудрец и мыслитель, патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст сказал: «Когда мы едины, тогда мы непобедимы». Я благодарю Господа Бога, что мне выпало воспитываться в ту эпоху, когда нам прививали от пелен этические правила: «лежачего не бьют», «один за всех, все за одного», «сам погибай, а товарища выручай»…

Век компьютерного зазеркалья, по мнению педагога, закрывает от подрастающего поколения самое дорогое – жизнь в ее лучших проявлениях. Многие, не познав красоты жизни, не полюбив родной природы, не поняв роскоши человеческого общения, не став людьми в подлинном смысле, уходят в параллельный мир и смотрят на жизнь и людей мутным и равнодушным взглядом. Тревожит и то, что утрачен вкус к слову. Век устал от слов, он разрывается от трескотни медийных источников, и все же сейчас – время безмолвия или духовного голода. Педагоги и родители перестали общаться с детьми и друг другом на родном, великом, могучем русском языке. В итоге сознание искажено, мышление известкуется, людям легче изъясняться методом тыка и междометий, чем пользоваться русской речью.

Исправить это положение – задача педагога, но здесь важно умение прикоснуться к душе. А душа – бессмертная, разумная, свободная – проявляет себя в разуме, чувствах и воле, большая ошибка – ограничиться только информативным планом. Интернет не спасет, если речь идет о воспитании, главное – эмоциональный центр личности, в которой сокрыт дух человека!

- Дух – это по существу «перпетуум мобиле», вечный двигатель, до сих пор не найденный нашей экспериментальной наукой, – рассуждает отец Артемий. – И он сокрыт внутри нас самих! Каждый носит в себе дух с его бессмертными запросами, и даже в малыше-голыше сокрыта эта сила!

Главная задача педагогики – ввести в мирное, созидательное русло детскую душу, еще такую чистую, такую наивную, такую доверчивую, такую милую, такую прекрасную! И горе, если мы, педагоги, родители, не дадим возможности этому языку пламени вырваться к небу, если мы понизим планку, и ребенок не найдет удовлетворения своих духовных запросов в общении со взрослыми, если мы искусственно ограничим его сферу духовного обитания какими-то приземленными, частными интересами.

А дети в пять-шесть лет задают такие вопросы, на которые иногда не знаешь что ответить! «А что будет со мной, когда меня не будет?» – спрашивает ребенок, чувствуя, что его душа по природе – иностранка, христианка. Чувствуя бессмертие своего творческого «я», ребенок ощущает себя гостем на этой земле, как будто бы поднимаясь за координаты времени и пространства, по знаком вечности, задает взрослому вопрос, как бы с высоты птичьего полета смотря на эту землю.

Если педагог не будет готов вместе с родителями удовлетворить запросы бессмертной человеческой души, она в отместку замыкается на себе и, как змея, кусает собственный хвост. И развивается у ребенка вместо духовной энергии – желания приобретать знания, раздвигать горизонты, а главное, поиска Того, Кто нас видит, слышит, любит, ведет по жизни, не нарушая нашей свободы, – динамическая кинетическая энергия. Ребенок напоминает Броуновскую частицу, хаотически движущуюся в банке Лейдена. И все попытки угомонить дитя терпят неудачу…

Два с половиной часа выступал педагог-священник. Открыл секрет, что даже двухметровые дети «индиго» лучше всего засыпают под пение «Богородице Дева, радуйся!», а входя в темный переулок, не помешает прочитать Иисусову молитву. Ответил на вопросы родителей – мудро и остроумно, напутствовал в педагоги очаровательную девушку Юлию, подарил ей свой поэтический сборник.

- Вот мы сейчас руки потянули друг к другу. Это, на самом деле, фреска Микеланджело в Сикстинской капелле: новосотворенный Адам протягивает свою десницу, а Господь – свою длань простирает с небес, и это есть как раз изображение тайны, свободы человеческой личности, тянущейся к источнику бытия и разума, а Господь, не нарушая нашей свободы, в ответ на человеческую свободу ниспосылает Свою благодать….

Ранее отец Артемий побывал в челябинской православной гимназии и краеведческом музее, где повелел метеориту больше не прилетать к нам в Челябинск. Конечно, это большая милость Божья: прилетел на Сретенье и, минуя город, приземлился в тихом месте. «Бог любит Челябинск», – заключил батюшка… И вдруг зазвенели стихи. И подуло ветром с моря, и на горизонте показались алые паруса. И мы увидели Ассоль, которая верила в мечту – и дождалась. Оказывается, батюшки тоже встречаются с музами в вечерние часы.

- Тема высокой любви так же необходима, как героика тем подвига, и они совпадали всегда. Почитайте «Капитанскую дочку»: Машенька Миронова совершает подвиг, вызволяя из беды любимого ею Петрушу Гринева. И это действительно любовь, когда герои проходят через испытания, и всем смертям назло, не без Божьего содействия, соединяют свои руки.

Очень тревожит, что сегодня свои «права» диктуют секс-просвет и компания планирования, а точнее – уничтожения семьи. Европа-старушка, разложившаяся до состояния бородатой Кончиты, уже несет конец разумной цивилизации, наступление Содомо-гоморрского сумеречного существования». И эту инъекцию разложения, растления пытаются ввести в организм России, и без того зараженный токсичными веществами. Но народная душа всколыхнулась после Тавриды, плавно вошедшей в тихую гавань России. Кстати, и «Алые паруса» написаны в Тавриде.

- Если дети не встретят педагога, который сам является поборником нравственной чистоты, если он не умеет идеал супружеской верности и любви соединить с самой темой влюбленности и любви, они могут просто засохнуть на корню, как тюльпаны, вымороженные минусовой температурой. Если педагог сам – аморальная личность, сколько бы он ни читал о моральных подвигах, результат будет прямо противоположный. Педагог должен быть пионером и следопытом, ведущим детей нелегкой, но счастливой тропой, таинственной личностью и одним из них, по возрасту – взрослым, а по сердцу – ребенком, уметь радоваться и горевать вместе с ними. И, конечно, владеть русской речью так, чтобы она была продолжением его личности. Горе, если общение заменяется схемами, диаграммами, фильмами. Потому что через таинство слова происходит духовное питание, просвещение человеческих душ.

Большое внимание отец Артемий уделил вопросам о приобщении детей к духовной жизни. Здесь, как и в природе, нужно все делать постепенно и ненавязчиво, чтобы ребенок не устал преждевременно от духовной жизни. Священник сослался на слова святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского: «В жизни ребенка и закона Божия, и храма Божия должно быть в меру». Можно поливать кактус ежедневно, но он погибнет! Нужно заполнить досуг ребенка занятиями, которые будут его восторгать и увлекать, раскрывать этот прекрасный мир, на одних акафистах благочестия не взрастишь.

Интересно, что дедушка отца Артемия, Павел Барто, был поэтом и орнитологом, а бабушка приучила читать. Как? «Это моя книга, не берите ее». И так было прочитано множество книг. А дедушка учил внуков читать раскрытую книгу природы, запомнились и удивительная птица оляпка, и малиновка, и зорянка, и трава-кислица, у которой 24 полезных свойства.

- Сегодня в разговоре с вашим ректором я сказал: «Человек, считающий себя интеллигентным, должен знать 200 птиц родного края», а он: «Я еще не интеллигент, я снял только 196 птиц, вы будете 197-й». Если бы рядом с нами были такие ректоры и такие дедушки, мы бы действительно были интеллигентными людьми, и никогда бы у нас не возникало чувства утомления от закона Божьего.

Мы должны так общаться с детьми, чтобы мы были похожи на ангелов-хранителей, они ведь невидимы взором. Кто видит очами Господа Бога? Он невидим, но Он держит мир Своей дланью, Он согревает его своим дыханьем, Он дает ему силу к бытию. Господь нам благодетельствует, а Сам по скромности остается невидимым, и никому не надоедает, и ничьи чувства не насилует, и предоставляет еще человеку свободу выбора. На это и нужно, на мой взгляд, ориентироваться благочестивым бабушкам, воспитателям, законоучителям, священникам, чтобы ребенок чувствовал себя свободным.

А педагог, как мы выяснили, не должен сужать горизонты, но призван энергию человеческого духа направить туда, где ей суждено быть, а языки пламени тянутся всегда к небу, и искорки уходят куда-то в туманную даль. В противном случае в ребенка часто вселяется дух противоречия, и он мстит взрослым за то, что они не дали ему крыльев. Убежден, что православная культура, которая является светом и воздухом нашей жизни, собой может пронизывать собой любую дисциплину, любой предмет, начиная от физической культуры, кончая химией и физикой…

Много было сказано важного и интересного. И, пожалуй, такого количества улыбающихся лиц я не видела давно! «Он как заряженная батарейка, как целитель, он дает энергию», – говорит публика. И отец Артемий остался доволен встречей. «Убеждаюсь, какой таинственной и прекрасной является наша страна, удивительно богатая людьми. Люди у вас прекрасные, душевные, теплые. Они и плачут, и смеются, и настолько отзывчивы на доброе слово, что мне даже страшно уезжать. Москвич выживает только тогда, когда дышит выхлопной трубою, а челябинцы открыты для всего разумного, доброго и вечного…

Материал подготовила Римма Галимханова

Комментарии 

 
#1 Светлана 16.12.2014 10:21
Удивительная встреча с удивительным батюшкой. Образованнейший , живой, обаятельный и наполненный любовью отец Артемий. Для меня самое главное в беседе было понимание того, что не надо ограничивать свободу мышления, движения души ребенка. Надо расширять перед ним горизонты, давать свободно развиваться уму и душе, лишь направляя это развитие. И развиваться самому, так как по закону сообщающихся сосудов уровень жидкости в них равен. А во время беседы с отцом Артемием мы все были сообщающимися сосудами и наполнились его любовью и энергией.
Цитировать
 


 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события «Вечный двигатель» – в нас самих