Страница 1 - Владыка Феофан посетил Свято-Георгиевский храм |
Страница 2 - Отзывы людей, побывавших в этот день на богослужении |
В первые четыре дня Великого поста во всех православных храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Святой преподобный Андрей Критский оставил глубокий след в православии – и как великий святой, и как богослов, и как замечательный автор православных песнопений и гимнов. Великий покаянный канон – сердечный плач праведника о грехах, с самых первых слов он настраивает душу на скорбь и покаяние: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию». Творец канона оплакивает и себя, и все согрешившее человечество, вспоминая все прегрешения и грехопадения – от Адама и до Нового Завета.
В эти дни православные христиане обращаются к Господу с усиленной покаянной молитвой. 5 марта в храме святого великомученика Георгия Победоносца побывал Владыка Феофан, митрополит Челябинский и Златоустовский. Архипастырь Южно-Уральской Церкви принял участие в вечернем богослужении, читая Великий покаянный канон и молясь вместе со своей паствой.
Приезд Владыки Феофана, как всегда, очень порадовал прихожан храма. Они говорят, что совместная молитва еще больше укрепляет и наставляет в вере, а это особенно важно в дни многотрудного Великого поста. Это уже стало доброй традицией: Владыка приезжает в Свято-Георгиевский храм Челябинска и на престольные праздники, и в первые дни Святой Четыредесятницы, чтобы вместе, соборно помолиться.

От самых дверей до центральной части храма, где на аналое возложена икона Господа и Спасителя Иисуса Христа, простиралась ковровая дорожка. По обе стороны толпились верующие, желая лично поприветствовать Владыку Феофана и получить его архипастырское благословение. Были здесь и дети, и молодежь, присутствие которых Владыку особенно радует.
Несмотря на будний день в храме было многолюдно. Большую часть службы люди молились коленопреклоненно. Вместе с великим покаянным каноном Андрея Критского читалась и великопостная молитва Ефрема Сирина – та, что легла в основу одного из лучших стихотворений Пушкина. И каждый мысленно или шепотом старался повторять эти слова:
«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Именно на этой молитве, составленной преподобным Ефремом Сириным в IV веке, сосредоточил внимание Владыка Феофан в своей проповеди. А точнее – на добродетелях целомудрия и смиренномудрия. Пастырское слово было настолько убедительным и доходчивым, что воспринималось прихожанами словно воздух – легко и сразу, как важнейшее и самое необходимое наставление. Владыка с точностью хорошего психолога и прозорливого, опытного пастыря сделал очень важные акценты.
- Как часто, вознося молитвы к Богу, мы даже не вдумываемся в их смысл. Например, почему мы просим дух целомудрия, хотя большинство из нас ушло от целомудренного возраста? Чаще всего мы думаем о целомудрии физическом, а Церковь имеет в виду не только физическое целомудрие, но внутренний дух наш, целостность духовной натуры. Иногда, потеряв физическое целомудрие, мы живем растленной нецеломудренной жизнью, вместо того, чтобы ее оплакивать. Настоящий христианин должен быть целостным во всем, и самое трудное – чистота ума. Ведь отсюда рождается все – и помышления нецеломудренные, доводящие до дел беззаконных.
Об этом духе целомудрия мы просим молитвой Ефрема Сирина, обращаясь к Богу. Чтобы Он дал нам дух целостности во всем: и в воздержании в пище и питие, и в молитве, и в неосуждении. То есть, состояние нашего внутреннего мира должно соответствовать заповеди Божьей, которую Господь нам дал. Если мы что-то будем соблюдать, и очень ревностно, но нарушим одну заповедь – мы весь закон нарушаем.
Вспомните юношу, который пришел к Господу и задал вопрос: «Учителю благий, что я сделать должен, чтобы наследовать жизнь вечную?», и Христос ему говорит: «Соблюдай заповеди, которые Бог оставил: чти отца и матерь твою, почитай Бога… » Удивленный юноша ответил: «Я все это соблюдаю, я от юности моей все это делаю». И тогда Спаситель сказал: «Ты одно не исполнил: раздай свое богатство нищим и будешь наследовать Царство Божие». И юноша отошел от Христа, опечаленный. Он все заповеди соблюдал, но, очевидно, это был основной его грех. Ведь Спаситель видел сердце человеческое, Он говорил: «Где богатство ваше, там и сердце ваше». И вот это сердце было настолько прилеплено к внешней стороне, к богатству, что были перечеркнуты все заповеди – одним неисполнением того, к чему призвал Христос. Вот об этом духе, целостном в преданности Богу, мы просим в молитве: «Дух же целомудрия, смиренномудрия даруй ми».
Далее Владыка Феофан подробно остановился и на добродетели смиренномудрия. Как же это не соответствует веяниям века сего! Повсюду в современном мире вопиющая реклама, идеология взращивания людей, стремящихся к богатству, воспитание в духе «человек – это звучит гордо», унаследованное еще с атеистических времен. Люди не хотят просить прощения друг у друга, упиваясь своей гордыней. Хотя пример смиренномудрия нам показал Сам Христос. Сам Творец и Создатель всего пришел на землю и родился в убогой пещере. Ему даже при рождении негде было главу преклонить, Он ходил босиком по пустыне, срывал колосья вместе с учениками, взалкав, претерпел уничижения и страдания. Он воскрешает Лазаря, а через несколько дней Его предают. Он судия – а Его судят, Он – Бог, а тварь Его бичует. Но Господь смиренно все ради нас переносит.
- И вот этого смиренномудрия так не хватает в нашей повседневной жизни! – продолжает Владыка Феофан. – Мы все кичимся и хотим друг перед другом высказаться и похвалиться. Одни – одеждой, другие – домами, третьи – счетами в банках. Даже, рассказывая о детях, мы не можем удержаться от тщеславного самолюбования. И сами перед собой бываем как фарисеи, выйдя из храма, обсуждая и осуждая друг друга. «Вот эта Танька – безбожница, она мясо есть»…Это внутренняя гордыня, когда человек не видит своего бревна, а внешним своим постом хочет показать, что я выше других, я не такой, как все. Об этом же говорил и фарисей: «Господи, благодарю Тебя, что я десятину даю, бедным помогаю, я благочестивый, все соблюдаю». А мытарь не смел к небу глаза поднять, бия себя в грудь: «Господи, прости меня, такой я окаянный». А потом мы будем слышать, что фарисей ушел осужденным, а мытарь – оправданным.
Андрей Критский сказал в своем каноне: «и прочая безумные глаголы говоря о своей праведности». Хотя бы над этим подумайте, сравните свой ход мысли, свои поступки, и когда будете вновь и вновь преклонять колени в молитве, вспомните, о чем мы с вами говорили. И если найдешь что-то несоответствующее правде Божьей, преклони колена, помолись, покайся и проси, чтобы и дух целомудрия, и дух смиренномудрия Господь послал», – призвал Владыка Феофан в завершение своей проповеди.
После службы, получив архипастырское благословение, прихожане долго пребывали в приподнятом расположении духа. Многие признались, что проповедь Владыки Феофана произвела на них огромное впечатление.
Материал подготовила Римма Галимханова
<< Предыдущая Торжество Православия |
Следующая >> Начался Великий пост |
Еще статьи... |