В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Акафист — это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся...». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе...» и пр. Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Еще статьи...- О Рождественском посте.
- Первая седмица Великого поста. Великий канон прп. Андрея Критского. Освящение «колива». Торжество православия.
- Начинается Великий пост.
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
- Вторая седмица Великого поста. Память св. Григория Паламы.
- Третья седмица Великого поста. День памяти Сорока Севастийских мучеников.
- Третье воскресенье Великого поста (Крестопоклонное). Вынос Креста и поклонение ему.
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
- Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
- Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим: торжество служения.
- Вмч. Георгия Победоносца (303). Престольный праздник.
- Апостола и евангелиста Марка (63).
- Апостола Иакова Зеведеева (44).
- Святителя Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867).
- Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом. Исцеление расслабленного при Овечей купальне.
- Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида.
- Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
- Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Беседа Иисуса с самарянкою.
- Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.
- Равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
- Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Исцеление слепорожденного.
- Отдание праздника Пасхи. «Господи! Дай нам не забыть это!»
- Благоверный великий князь Димитрий Донской (1389).
- Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431).
- Равноапостольных царя Константина (337) матери его царицы Елены (327).
- Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850).
- Праведный исповедник Иоанн Русский. (1730).
- Отдание праздника Вознесения Господня.
- Троицкая вселенская родительская суббота.
- Святитель Лука исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (1961).
- День Святой Троицы. Пятидесятница.
- День Святого Духа.
- Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
- Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.
- Апостол Иуда, брат Господень (ок. 80).
- Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси (1607).
- Святитель Иоанн (Максимович) архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, Чудотворец (1966).
- Владимирская икона Божией Матери (1480).
- Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы (1228).
- Тихвинская икона Божией Матери (1383).
- Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).
- Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы (XIV).
- Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» (VIII).
- Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел (67).
- Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
- Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (284).
- Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).
- Святые Царственные Страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (1918).
- Святитель Андрей, архиепископ Критский (740).
- Преподобный Андрей Рублев (XV).
- Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).
- Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918).
- Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Чимеевская Казанская икона Божией Матери (1770).
- Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).
- Преподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов (1073).
- Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом Крещении Елена (969).
- Собор Архангела Гавриила.
- Равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василия (1015).
- Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903).
- Святой пророк Илия (IX в. до Р.Х.).
- Святой пророк Иезекииль (VI в. до Р.Х.).
- Мироносица равноапостольная Мария Магдалина (I).
- Почаевская икона Божией Матери (1675).
- Праведный воин Феодор Ушаков (прославление 2001).
- 7 августа Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
- Великомученик и целитель Пантелеимон (305).
- Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница) (1046).
- Мученик Иоанн Воин (IV).
- Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные священномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн (1922).
- Успенский пост.
- Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
- Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832).
|