Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.
Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.
Еще статьи...- О Рождественском посте.
- Первая седмица Великого поста. Великий канон прп. Андрея Критского. Освящение «колива». Торжество православия.
- Начинается Великий пост.
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
- Вторая седмица Великого поста. Память св. Григория Паламы.
- Третья седмица Великого поста. День памяти Сорока Севастийских мучеников.
- Третье воскресенье Великого поста (Крестопоклонное). Вынос Креста и поклонение ему.
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
- Радуйся, Благодатная!
- Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.
- Неделя 5-я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской.
- Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
- Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим: торжество служения.
- Вмч. Георгия Победоносца (303). Престольный праздник.
- Апостола и евангелиста Марка (63).
- Апостола Иакова Зеведеева (44).
- Святителя Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867).
- Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом. Исцеление расслабленного при Овечей купальне.
- Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида.
- Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
- Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Беседа Иисуса с самарянкою.
- Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.
- Равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
- Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Исцеление слепорожденного.
- Отдание праздника Пасхи. «Господи! Дай нам не забыть это!»
- Благоверный великий князь Димитрий Донской (1389).
- Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431).
- Равноапостольных царя Константина (337) матери его царицы Елены (327).
- Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850).
- Праведный исповедник Иоанн Русский. (1730).
- Отдание праздника Вознесения Господня.
- Троицкая вселенская родительская суббота.
- Святитель Лука исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (1961).
- День Святой Троицы. Пятидесятница.
- День Святого Духа.
- Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
- Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.
- Апостол Иуда, брат Господень (ок. 80).
- Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси (1607).
- Святитель Иоанн (Максимович) архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, Чудотворец (1966).
- Владимирская икона Божией Матери (1480).
- Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы (1228).
- Тихвинская икона Божией Матери (1383).
- Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).
- Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы (XIV).
- Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» (VIII).
- Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел (67).
- Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
- Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (284).
- Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).
- Святые Царственные Страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (1918).
- Святитель Андрей, архиепископ Критский (740).
- Преподобный Андрей Рублев (XV).
- Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).
- Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918).
- Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Чимеевская Казанская икона Божией Матери (1770).
- Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).
- Преподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов (1073).
- Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом Крещении Елена (969).
- Собор Архангела Гавриила.
- Равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василия (1015).
- Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903).
- Святой пророк Илия (IX в. до Р.Х.).
- Святой пророк Иезекииль (VI в. до Р.Х.).
- Мироносица равноапостольная Мария Магдалина (I).
- Почаевская икона Божией Матери (1675).
- Праведный воин Феодор Ушаков (прославление 2001).
- 7 августа Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
- Великомученик и целитель Пантелеимон (305).
- Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница) (1046).
- Мученик Иоанн Воин (IV).
- Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные священномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн (1922).
- Успенский пост.
- Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
- Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832).
|