Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть. Видя, что они смутились от этих слов, Господь добавил: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.» Значение этих слов вскоре открылось им, когда Он снова собрал их недалеко от Галилейского озера.
Взяв с Собой трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору. Гора эта не названа евангелистами по имени, но древнее предание указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее и на ней молился. Высотой почти в один километр гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями.
Восходя крутыми тропинками и достигнув ее вершины, Христос оставил учеников отдохнуть, а Сам, отойдя немного дальше, начал молиться. Утомленные ученики тем временем прилегли на землю и заснули. Пробудившись от яркого света, они увидели своего Учителя в совершенно необычайном виде: Он был окружен неземным светом, лицо Его сияло, как солнце, одежды были белее снега и также необычно светились. Рядом с Ним стояли явившиеся с неба ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним. Озаряемый неземным светом, Петр почувствовал неизреченное блаженство и воскликнул: «Господи! Как хорошо нам здесь! Сделаем три палатки: Тебе – одну, одну Моисею и одну Илии».
Не успел он закончить своей фразы, как с неба спустилось таинственное облако, которое осенило их. Тогда из облака послышался голос Бога Отца, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!» Испугавшись, ученики пали ничком на землю. Но Господь, подойдя, коснулся их и сказал: «Встаньте, не бойтесь!»
Поднявшись, ученики увидели только одного Иисуса Христа, но уже в Своем обычном, не преображенном виде. Моисея и Илии уже с Ним не было. Когда они спускались с горы, Господь приказал ученикам никому ничего не рассказывать об этом видении до тех пор, пока Он не восстанет из мертвых. Ученики же, не поняв слов Христа, стали спрашивать друг друга: «Что значит воскреснуть из мертвых?» Значение этих слов они должны были понять позднее, после предстоящих Спасителю крестных страданий. И тогда беседа пророков Моисея и Илии с Христом об этих страданиях, как и Его славное преображение, должны были укрепить их веру в Христа. Апостолы думали о страданиях своего Учителя, как о чем-то позорном и недостойном Мессии. А пророки Моисей и Илия называли это Его «славой», потому что именно в Своих добровольных страданиях Господь явил всю непостижимую красоту Своей любви к погибающим людям и, одновременно, Свое божественное могущество над мрачным царством демонов, которые держали людей в греховном плену.
Преображение Спасителя было, в первую очередь, откровением «Царства Божия, пришедшего в силе». Действительно, на Фаворе впервые засиял перед людьми духовный свет Божественной природы Христа, до этого времени скрываемый под кровом Его человеческой плоти. Чудо состояло в том, что с физических очей апостолов как бы спала пелена, закрывавшая от них тот мир, и они своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе. Тогда их сердце наполнил такой несказанный мир и такое блаженство, какие они никогда до этого не испытывали.
В день Преображения Господня вслед за первым, медовым Спасом (14 августа) в народной традиции отмечать второй Спас - Спас «на горе». Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. 19 августа плоды нового урожая несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется «Яблочным Спасом». По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.
Еще статьи...- О Рождественском посте.
- Первая седмица Великого поста. Великий канон прп. Андрея Критского. Освящение «колива». Торжество православия.
- Начинается Великий пост.
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
- Вторая седмица Великого поста. Память св. Григория Паламы.
- Третья седмица Великого поста. День памяти Сорока Севастийских мучеников.
- Третье воскресенье Великого поста (Крестопоклонное). Вынос Креста и поклонение ему.
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
- Радуйся, Благодатная!
- Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.
- Неделя 5-я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской.
- Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
- Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим: торжество служения.
- Вмч. Георгия Победоносца (303). Престольный праздник.
- Апостола и евангелиста Марка (63).
- Апостола Иакова Зеведеева (44).
- Святителя Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867).
- Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом. Исцеление расслабленного при Овечей купальне.
- Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида.
- Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
- Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Беседа Иисуса с самарянкою.
- Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.
- Равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
- Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Исцеление слепорожденного.
- Отдание праздника Пасхи. «Господи! Дай нам не забыть это!»
- Благоверный великий князь Димитрий Донской (1389).
- Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431).
- Равноапостольных царя Константина (337) матери его царицы Елены (327).
- Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850).
- Праведный исповедник Иоанн Русский. (1730).
- Отдание праздника Вознесения Господня.
- Троицкая вселенская родительская суббота.
- Святитель Лука исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (1961).
- День Святой Троицы. Пятидесятница.
- День Святого Духа.
- Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
- Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.
- Апостол Иуда, брат Господень (ок. 80).
- Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси (1607).
- Святитель Иоанн (Максимович) архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, Чудотворец (1966).
- Владимирская икона Божией Матери (1480).
- Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы (1228).
- Тихвинская икона Божией Матери (1383).
- Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).
- Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы (XIV).
- Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» (VIII).
- Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел (67).
- Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
- Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (284).
- Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).
- Святые Царственные Страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (1918).
- Святитель Андрей, архиепископ Критский (740).
- Преподобный Андрей Рублев (XV).
- Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).
- Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918).
- Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Чимеевская Казанская икона Божией Матери (1770).
- Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).
- Преподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов (1073).
- Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом Крещении Елена (969).
- Собор Архангела Гавриила.
- Равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василия (1015).
- Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903).
- Святой пророк Илия (IX в. до Р.Х.).
- Святой пророк Иезекииль (VI в. до Р.Х.).
- Мироносица равноапостольная Мария Магдалина (I).
- Почаевская икона Божией Матери (1675).
- Праведный воин Феодор Ушаков (прославление 2001).
- 7 августа Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
- Великомученик и целитель Пантелеимон (305).
- Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница) (1046).
- Мученик Иоанн Воин (IV).
- Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные священномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн (1922).
- Успенский пост.
|